Вход
Текущее время Вт Мар 19, 2024 4:02 am
Найти сообщения без ответов
Гностицизм

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Папство, монашеские ордена, ереси и инквизиция, монастыри и церкви
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вс Янв 04, 2009 2:35 pm
Заголовок сообщения: Гностицизм
Ответить с цитатой

Василид

Первая половина II в. характеризуется широкимрасцветом гностицизма в Египте и появлением значительных гностических школ, известных по именам их создателей. Около 130 г. в Александрии учит Карпократ. Его сын Епифаний является непосредственным учеником своего отца и в Кефаллонии,после смерти, его начинают почитать богом. В 40-х гг. II в. в Риме начинают пропагандировать свои учения Кедрон, затем и Маркион. Около 160 г. там появляется последовательница Карпократа Маркеллина и продолжает свою деятельность Валентин, начавший развивать свое учение еще в Александрии. Но первым значительным учителем гностицизма был Василид, деятельность которого проходила в Александрии в правление императоров Адриана и Антонина Пия (117-161 гг.).

О личности Василида известно сравнительно мало. Предполагается, что его родиной была Сирия. Он был христианином, но вследствие своей чрезмерной жажды знаний увлекся учениями гностиков в обилии наполнявших в то время Сирию. Василид выдавал себя за ученика Главка, одного из толкователей ап. Петра, и за слушателя ап. Матфея, якобы, передавшего ему тайные речи Самого Спасителя. Василид был хорошо знаком с Ветхим Заветом и иногда цитировал его в своих сочинениях, однако мы не встречаем, чтобы он цитировал ветхозаветных пророков. Среди его учеников заметно уже отрицательное отношение к Ветхому Завету, возможно, повод к этому частично дал сам Василид. Из посланий ап. Павла, глубоким почитателем которого был Василид, он, напротив, делает много извлечений.

Начало проповеди своего учения Василид положил, по-видимому, в Антиохии в Сирии. Затем он отправляется в Персию, но неутолимая жажда знаний и деятельности приводит его в Египет. Здесь он расширяет свою эрудицию и придает своей системе философский характер.
Свое учение Василид распространял не только устно, но и письменно. Он составил гностически окрашенное евангелие, а так же написал 24 книги толкований на Евангелие. Как считает Цан, в основу этих толкований было положено его собственное евангелие. Кроме того Василид сочинил несколько од или псалмов. До нас сохранились лишь фрагменты этих произведений. Также утрачено "Опровержение Василида", написанное его первым оппонентом Агриппой Кастором.

Хотя после Василида остались фрагменты его сочинений, свидетельства отцов церкви о нем и его системе, личность Василида и его учение принадлежат к самым спорным явлениям во всей истории гностицизма. Представить его учение в виде одной системы нет абсолютно никакой возможности. Мы сталкиваемся с двумя различными изложениями его учения, в изложении Ипполита и Иринея. Система Василида, по Иринею, - чисто дуалистическая; - по Ипполиту, представляет собой философский монотеистический эволюционизм. Оба изложения имеют ряд недостатков, пропущенных мест и, фактически, никакого сходства. Как замечает М.Поснов, "Сходства в двух редакциях учения одного гностика гораздо менее, чем часто среди систем двух гностиков" [8, с. 364]. Все попытки построения из этих двух свидетельств одной системы выглядят неудовлетворительно. Обычно принято систему, описанную Иринеем, как связанную с дуализмом Востока, считать ранней, а повествование Ипполита, характеризующееся отвлеченным, теоретическим и философским характером, относить к более позднему периоду.

Согласно изложению Иринея и нескольких согласных с ним отцов (Евсевия, Епифания, Феодорита) учение Василида выглядит следующим образом. Из нерожденного, неизреченного, безначального Бога путем эманаций исходят семь первых эонов, которые формируют плерому: Сознание-Христос, Слово, Благоразумие, Мудрость, Сила, Справедливость и Мир. Из этих эонов эманируют в нисходящем процессе 365 ангельских существ, каждое из которых творит, как свою естественную среду обитания, собственное небо. Эти 365 небес соответствуют земному году или эону. Самый нижний класс управляется архонтом. Он настолько приблизился к пределам хаоса, враждебным силам света, что материя напала на него и, захватив несколько частиц света, заключила их в свои узы. Архонт нижнего неба, имя которому Абраксас, отбивает эту добычу и творит из нее физический мир и людей. Затем он делит по жребию между своими ангелами землю и населяющую ее народы. Сам он получает в удел иудеев и представляет собой ветхозаветного бога. Он выводит народ иудейский из Египта и дает ему закон. Затем он восхотел подчинить себе все народы. Ангелы, владевшие другими народами, воспротивились этому. Начались войны, что привело к такому хаосу, что нерожденный, неименуемый Отец посылает своего первородного эона - Христа, "чтобы освободить верующих в Него от власти мироздателей". Христос приходит в мир в образе бестелесного существа, способного изменяться по своему желанию в зависимости от обстоятельств. Он не обладает человеческой природой, а лишь носит ее призрачный образ в божественно усыновленном человеческом существе, Иисусе из Назарета. Когда иудеи пытаются его распять, то используя свойство своего тела изменяться, он посмеялся над ними. Он вместе с крестом передал Симону Киринеянину свой наружный вид, так что Симон был распят вместо него. Между тем, Христос без познания злых сил невидимо вознесся в плерому к Отцу.

Согласно Феодориту, последователи Василида имели сложный культ,полный таинств, заклинаний и магии. Нравственная область их жизни, по Иринею, отличалась грубой распущенностью, а Епифаний приписывает самому Василиду проповедь свободной любви. Однако, эта информация не согласуется со свидетельством Климента Александрийского. Отрывки из Этики Иссидора, которые он приводит в своих Строматах, показывают глубоко аскетический дух его учения.

В системе Василида по Ипполиту, началом всего сущего было существо настолько трансцендентное, что никакое человеческое представление о нем просто невозможно. Оно есть - Ничто. Когда совсем ничего не было: ни субстанционального, ни несубстанционального, ни простого, ни сложного, ни бездушного, ни осязаемого, ни человека, ни ангела, ни бога, - ничего о чем можно было бы говорить как о сущем, тогда "несущий бог" восхотел создать мир. Но восхотел создать "без мысли, без чувства, без хотения, непреднамеренно, без страсти, без всякого пожелания", не посредством эманации, а посредством сотворения словом. И мир, который явился, был без пространства, без качественного различия. Это "семя космоса", подобно горчичному зерну, содержало в себе все многоразличие мира, в нем, "как в бесцветной массе яйца павлина дано все богатое многообразие цветных перьев этой птицы" [2, т.2, с.198]. Здесь Василид связывает пантеизм и свободное творение в запутанный клубок.
"Таккак в основе мира лежит семя, заключающее в себе все, то не следует допытываться: откуда. Ибо мировое семя заключает в себе все семена - и несущее, но предназначенное несущим богом - явиться" [8, с.358].

В данной панспермии содержалось троякое сыновство, которое было единосущно во всем несущему Богу. Движимое естественным влечением, первое сыновство мгновенно выделяется и с быстротой мысли возносится к несущему Богу. Второе сыновство, являясь подражательным, пытается последовать за первым, но это ему не удается. Тогда оно из неединосущных ему элементов создает крылатое существо - Святого Духа. При его помощи второе сыновство возносится в непосредственную близость с первым сыновством и с несущим Богом. Но Дух Святой, как неединосущный несущему Богу, а сотворенный, не может вступить в Его сферу. Он остается ниже и образует собою "твердь", своеобразную границу между миром и сферой сверхмирового, горнего существования. Третье сыновство осталось в семени и явилось осуществлением того, что как план было заложено в панспермии.

Далее подробно описывается процесс сотворения миров, эонов и иерархии духовных существ, вступающих между собой в сложные отношения, через которые истолковываются события Ветхого и Нового Заветов. Согласно этой сложной гностической системе, спасение мира и людей состоится после того, когда повсеместно произойдет разделение пневматического, психического и материального начал, когда все элементы мировой системы займут соответствующее положение. Тогда несущий Бог пошлет на весь мир "великое неведение", которое и будет восстановлением всего. Не будет никакого ведения и знания о том, что чему подчинено. Все будет жить согласно своей природе и не будет стремиться к несвойственному ей. "Ничто не будет испытывать болезненного влечения к высшему, и все навеки останется, на той ступени, на которую оно поставлено выяснившеюся в своей чистоте его природой" [2, т.2, с.201]. Кто в состоянии вместить это, является духовным человеком - пневматиком. Таким образом, предметом сотериологии является душа человека, возвращение пневматических элементов к несущему Богу.

Согласовать между собой изложения системы Василида Иринеем и Ипполитом - задача практически неразрешимая. Большинство исследователей отдают предпочтение изложению Ипполита, считая информацию Иринея больше относящейся к системе Валентина.У Василида мы встречаем первую попытку обоснования древне-христианской традиции. В подтверждение правильности своего учения и законности своих притязаний, он апеллировал к ап. Матфею и толкователю ап. Петра, Главку, ставя себя в непосредственную преемственность с ними, и считая, что это дает ему право на составление собственного евангелия. Он также видел необходимость в установлении канона Священного Писания.
Среди ближайших последователей учения Василида необходимой нормой поведения считалась аскетическая жизнь и признавалось, что лишь грехи совершенные непроизвольно, по неведению, могут заслуживать прощения.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вс Янв 04, 2009 2:40 pm
Заголовок сообщения: Абраксас (Abraxas)
Ответить с цитатой

Абраксас (Abraxas)


The Abraxas god, with the title "Iao, Son of the Universe!" This is a truer version of the Hebrew than the "Eternal Son," proposed by Matter. Hæmatite. (New York.)


Talismanic Ring of Bishop Seffrid, found in his tomb; now preserved in the Cathedral Library, Chichester

Иллюстрации из книги: The Gnostics and Their Remains by Charles William King., 1887
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вс Янв 04, 2009 2:42 pm
Заголовок сообщения: Абраксас
Ответить с цитатой

Из книги: УКАЗАТЕЛЬ (ТЕОСОФСКИХ) ПОНЯТИЙ К "ТАЙНОЙ ДОКТРИНЕ"
ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ
Составлен Дж. Мидом
Перевод с английского А.П. Хейдока


АБРАКСАС или АБРАСАКС (Гност.) Мистические слова, происхождение которых можно проследить вплоть до Василида, пифагорейца из Александрии, 90 г. н.э. Он употребляет Абраксас для обозначения Божества, наивысшего из Семи, имеющего 365 добродетелей. В греческих числах: а.1, b.2, r.100, a.1,x.60, a.1, s.200 = 365, дни года, солнечного года, цикл божественного действия. К.У. Кинг, автор книги "Гностики", считает, что это слово похоже на еврейское Шемхамфораш, священное слово, обобщенное имя Бога. Гемма Абраксас обыкновенно изображает тело человека с головой петуха, в одной руке у него щит, в другой - плеть. (у.у.у.)
Абраксас является двойником индусского Абхиманима (см.) в сочетании с Брамой. Именно эти сложные и мистические качества были причиной того, что Оливер, крупный авторитет масонов, связал слово Абраксас с именем Авраама. Это было неоправдано; добродетели и атрибуты Абраксаса, которых всего 365, должны были подсказать ему, что это божество связано с Солнцем и солнечным делением года, - более того, что Абраксас есть антитип, а Солнце - тип.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вс Янв 04, 2009 2:46 pm
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Из книги: К. Г. Юнг
SEPTEM SERMONES AD MORTUOS
Семь наставлений мертвым, что написал Василид из Александрии, –
города, где Восток соприкасается с Западом


SERMO II

Вот Бог, о коем вам неизвестно, ибо люди его позабыли. Мы именуем его присущим
ему именем АБРАКСАС. Он еще более неопределим, чем Бог и Дьявол.
Дабы отличить от него Бога, мы именуем Бога ГЕЛИОС либо Солнце.
Абраксас – сущее, ничто ему не противостоит, кроме того, в чем нет сути, потому
сущая его природа распространяется свободно. Того, в чем нет сути, – не существует и не
противостоит. Абраксас возвышен над Солнцем и возвышен над Дьяволом. Он есть
невероятное вероятное, несущее сущее. Когда б у Плеромы была сущность, Абраксас был
бы ее проявлением.
Хоть он и есть само сущее, но, однако, ничего определенно сущего, но лишь сущее
вообще.
Он несуще сущ, поскольку не имеет определенного сущего.
Он и Творение, ибо он отличим от Плеромы.
Солнце определенно сущее, как и Дьявол, оттого они нам представляются более
сущим, чем неопределимый Абраксас.
Он есть Сила, Длительность, Переменчивость.
И произошло тут у мертвых смущение, ибо были они христиане.

SERMO III

Мертвые подступали подобно туману с болот и восклицали: Говори нам далее о
Верховном Боге.
Абраксас есть Бог, коего мудрено распознать. Он имеет наибольшую часть, ибо она
незрима для человека. От Солнца зрит человек summum bопит, то есть высшее благо,
от Дьявола infinum malum, то есть беспредельное зло, от Абраксаса же непреодолимую
ни в коей мере жизнь, каковая есть мать доброго и дурного.
Жизнь кажется слабосильнее и меньше, чем summum bonum, посему даже в мыслях
трудно представить, что Абраксас во власти превосходит Солнце, кое само есть
сиятельный источник всякой жизненной силы.
Абраксас есть Солнце и наравне заглатывающее вековечное жерло Пустоты, все
умаляющей и расчленяющей, жерло Дьявола.
Власть Абраксаса двукратна. Но вы не зрите ее, ибо в ваших глазах уравнивается
противуположная направленность той власти.
Что говорит Бог-Солнце, есть жизнь,
что говорит Дьявол, есть Смерть.
Абраксас же говорит слово досточтенное и проклятое, что есть равно жизнь и смерть.
Абраксас творит истину и ложь, добро и зло, свет и тьму в том же слове и в том же
деянии. Оттого Абраксас грозен.
Он великолепен подобно льву во мгновение, когда тот повергает ниц свою жертву. Он
прекрасен, как день весны.
Да он сам великий Пан, что значит Все, и он же малость. Он и Приап.
Он есть монстр преисподней, полип (Polypus (греч.) – многоногий. – Прим. пер.)
тысячерукий, воскрыленный, змий извивистый, неистовство само.
Он же Гермафродит низшего начала.
Он господин жаб и лягушек, в воде обитающих и на сушу выходящих, ополудни и
ополуночи поющих хором.
Он есть Наполненное, что воссоединяется с Пустым.
Он есть святое совокупление.
Он есть любовь и ее умерщвление.
Он есть святой и предающий святого.
Он есть светлейший свет дня и глубочайшая ночь безумства.
Его зреть – слепота.
Его познать – недуг.
Ему молиться – смерть.
Его страшиться – мудрость.
Ему не противиться – спасение.
Бог пребывает при солнце. Дьявол пребывает при ночи. Что Бог рождает из света.
Дьявол утаскивает в ночь. Абраксас же мир, становление и преходящесть мира. На всякое
даяние Бога-Солнце Дьявол налагает свое проклятие.
Все, что вы ни просите у Бога-Солнце, порождает и деяние Дьявола.
Все, что вы ни сотворите совместно с Богом-Солнце, дает Дьяволу сущую силу.
Таков он, грозный Абраксас.
Он есть могущественнейшее Творение, в нем Творение страшится себя самого.
Он есть явленное противоречие меж Творением и Плеромою, в коей заключено ничто.
Он есть ужас сына пред матерью.
Он есть любовь матери к сыну.
Он есть восторженность земли и жестокость неба.
Не вопрошает он и не отвечает.
Он есть жизнь Творения.
Он есть сущее Отличимости.
Он есть любовь человека.
Он есть речь человека.
Он есть свет и тень человека.
Он есть обманное сущее.
Тут мертвые завопили, зашумели, ибо они были несовершенны.__
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вс Янв 04, 2009 3:05 pm
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Гностицизм - небольшой список литературы:

Амелино, Эмиль. Очерки египетского гностицизма. ( Amelineau, Emile. Essai sur la gnosticisme (gyptien. Paris, 1887.

Амелино, Эмиль. Пистис София. ( Amelineau, Emile. Pistis Sophia. Paris, 1895.

Бидес, Ж., Кюмон, Ф. Эллинистические маги. ( Bidez, J., Cumont, F. Les Mages hell(nis(s. Paris, 1938.

Гарнак, Адольф фон. О гностической книге "Пистис София". ( Harnack, Adolf von. (ber das gnostische Buch Pistis Sophia. Leipzig, 1891.

Гопфнер, Теодор. Griechisch-(gyptischer Offenbarungzauber. ( Hopfner. Theodor. Griechisch-(gyptischer Offenbarungzauber. In "Studien zur Palaeographie und Papyruskunde", Heft 23, Leipzig, 1937.

Кинг, К.У. Гностики и их наследие. ( King, C.W. The Gnosctics and Their Remains. London, 1887.

Малоун, Герберт. Офиты. Василид ("Энциклопедия Британника", 1941). ( Malone, Herbert. Ophites. Basilides (Encyclopedia Britannica, 1941).

Райценштайн, Р. Studien zum antiken Synkretismus aus Iran und Griechenland. ( Reitzenstein, Rich. Studien zum antiken Synkretismus aus Iran und Griechenland. Leipzig, 1926.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Ritter
Сенешаль Королевства Труверов


Зарегистрирован: 12.08.2007
Сообщения: 377

СообщениеДобавлено: Вс Янв 11, 2009 4:18 pm
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Бадж Э. А. Уоллис
Египетская магия.

Из всех имен на геммах гностиков наиболее часто встречаются Два — Хнубис (или Хнумис) и Абрасакс (или Абраксас). <…..> Абрасакс изображался с человеческим телом, головой сокола или петуха и ногами, переходящими в змеиные хвосты, в одной
руке он держал нож или кинжал, в другой — щит, на котором было начертано великое имя IAQ или Jah (Йах). По поводу значения и происхождения имени Абрасакс высказываются самые разные мнения, но несомненно, что прототипом бога, носившего это имя, был бог Солнца, представлявший собой один из аспектов Создателя мира. Считалось, что это имя обладало наибольшей магической силой, и по мнению Василида, введшего его в обиход во II столетии, ничто не могло устоять перед его властью. Однако точное его значение было утрачено, вероятно, еще в незапамятные времена, а само оно превратилось в простой магический символ, ибо его часто писали на амулетах рядом со сценами и фигурками, к которым оно явно не имело ни малейшего отношения. Судя по некоторым гностическим геммам из Британского музея, Абрасакса следует идентифицировать с политеистической фигурой, расположенной в верхней части «стелы Меттерниха», изображенной на с. 286. У этой фигуры два тела (одно — человеческое, другое — птицы), четыре крыла, вместо ног ниже колен — змеи. У него две пары рук: одна пара расположена вдоль крыльев, каждая рука держит символы «жизни», «постоянства» и «власти», два ножа и две змеи; другая —. опущена, правая рука сжимает знак жизни, левая — скипетр. Лицо фигуры гротескно и является, по-видимому, лицом Беса или Солнца в образе старика; головной убор имеет форму пилона с фигурами различных животных, над ним — пара рогов, которые поддерживают восемь ножей и фигуру бога с поднятыми руками, символизирующего «миллионы лет». Бог стоит на овале, в котором нарисованы фигуры различных «тифонических» животных, продолжением его венца с каждой стороны служат символы огня. Но утверждать с полной уверенностью, что Абрасакс гностиков вобрал в себя все имена и атрибуты этого бога многих обличий, все же нельзя.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Папство, монашеские ордена, ереси и инквизиция, монастыри и церкви Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


  Global Folio          

Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
              Яндекс.Метрика
     
 
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net