вследствие
некоторого сходства положения и этот народ был также пере
несен Гомером далеко в Океан. Ибо, рассказывая об Одиссее, который
плыл на плоту, он говорит:
В это мгновенье
земли колебатель могучий, покинув
Край эфиопян, с далеких Солимских высот Одиссея
Увидел.
(Од. V, 282)
Может
быть, Гомер заимствовал свое представление об одноглазых
Киклопах из истории Скифии, ибо есть известие о существовании одно
глазого народа аримаспов, о которых сообщает Аристей из Проконнеса
в своем «Эпосе об аримаспах».
11.
Сделав это предварительное замечание, надо спросить, что озна
чает утверждение о том, что, согласно Гомеру, странствования Одиссея
происходили в области Сицилии и Италии. Ведь этот взгляд можно при
нять двояко: в более основательном и менее основательном смысле. Более
основательная точка зрения — это согласиться с тем, что, по убеждению
Гомера, странствования Одиссея происходили в этих областях и что, при-
с 22 няв эту
гипотезу за истину, поэт подверг ее поэтической переработке. Be ць
это уместно сказать о Гомере, и во всяком случае можно обнаружить
следы странствования Одиссея и некоторых других не только в области
Италии, но даже вплоть до крайних пределов Иберии. Менее основатель
ная точка зрения — принять гомеровскую переработку гипотезы за исто
рию, так как поэт явно выдумывает небылицы в рассказах об Океане,
Аиде, о быках Гелиоса, о гостеприимстве у богинь, о превращениях, об
огромных Киклопах и Лестригонах, о виде Скиллы, о расстояниях, прой
денных во время плавания, и о многом другом в подобном роде. Но, с од
ной стороны, не стоит возражать тому, кто так явно неправильно толкует
поэта, тем более, если кто-нибудь станет утверждать, что возвращение
Одиссея на Итаку, убиение женихов и битва с ним итакийцев, происшед
шая в поле, — все это произошло точно так, как описал поэт. С другой
стороны, неправильно спорить с тем, кто толкует Гомера на свой лад.
12.
Однако, оспаривая эти утверждения, Эратосфен неправ. Что ка
сается второго утверждения, то он неправ, потому что пытается опровер
гать рассказы, явно выдуманные и нестоящие долгого обсуждения;
что же касается первого, то он неправ потому, что объявляет всех поэтов
болтунами, считая, что их знакомство с местностями и знание искусств
не^доставляет им преимущества. Кроме того, хотя Гомер относит арену
действия своих мифов не только к местностям, действительно существую
щим (как, например, Илион, гора Ида и гора Пелион), но также и к вы
мышленным (как те, в которых обитают Горгоны или Герион), но Эра
тосфен говорит, что даже местности, упомянутые в рассказе о странство
ваниях Одиссея, также относятся к числу вымышленных; мнение же тех,
кто утверждает, что они не выдуманы, но существуют в действительности,
по его словам, опровергается самим фактом несогласия между ними са-
— 28 —