[Зевс] и троян и Гектора к стану ахеян
приблизив,
Их пред судами [оставил]...
(Ил. XIII, 1)
И
Не было больше на свете сынов бранноносных
Инея,
Мергв и сам уже был он и мертв Мелеагр
светлокудрый;
(Ил. II, 641)
И
Иды достиг он и Гаргары;
(Ил, VIII, 47)
Но народов Евбейских... чад Эретрии и
Халкиды;
(Ил. II, 536)
и Сапфо говорит:
Или тебя удерживает Кипр или Пафос, удобная
гавань.
(Фрг. 6)
Однако
у Гомера было какое-то иное основание, побудившее его (хотя
он уже упомянул о Финикии) особо повторить Финикию, т. е. прибавить
к списку Сидон. Ведь для перечисления народов по порядку было бы со
вершенно достаточно сказать:
С 41
Видел я Кипр, посетил
финикиян, достигнув Египта,
К черным проник эфиопам...
(Од. IV. 83)
Для
того чтобы показать пребывание Менелая у сидонян, Гомеру сле
довало бы повторить свой рассказ или даже прибавить к нему еще что-
нибудь. Гомер намекает на то, что это пребывание было более длитель
ным, и воздает похвалы их опытности в ремеслах и гостеприимству, кото
рое они оказали раньше Елене вместе с Александром. Поэтому-то поэт и
говорит о множестве сидонских изделий, хранившихся во дворце Але
ксандра:
Там у нее сохранилися пышноузорные ричы
Жен сидонийских работы, а их Александр
боговидный
Сам из Сидона привез...
Сим он путем увозил знаменитую родом Елену...
(Ил. VI, 289)
И
во дворце Менелая также [были сокровища] Менелай говорит Теле
маху:
Дам пировую кратеру богатую; эта кратера
Вся из сребра, но края золотые искусной
работы
Бога Гефеста; ее подарил мне Федим
благородный,
— 48 —