4.
У всех галльских племен, вообще говоря, существует 3 группы
людей,
которых особенно
почитают: барды, предсказатели и друиды.15 Барды_-
певцы и поэты;
предсказатели ведают священными обрядами и изучают
природу, друиды же вдобавок к изучению природы занимаются также и
этикой. Друидов считают справедливейшими из людей и вследствие этого
им вверяют рассмотрение как частных, так и общественных споров. Поэтому
в прежние времена они улаживали военные столкновения и заставляли
противников останавливаться, когда те уже собирались сразиться друг
с другом; дела об убийствах преимущественно отдавались на их решение.
Большое количество этих дел сопровождается, как они считают, и обилием
благ в стране. Не только друиды, но и другие 16 утверждают, что души
и
вселенная неразрушимы; 17 но все же в конечном счете огонь и вода
одер
жат верх над ними. .
5.
Вдобавок к простодушию и храбрости у них еще много глупости и
хвастовства, а также страсти к украшению, ибо они не только носят золо
тые украшения — ожерелья вокруг шеи и браслеты на руках и запястьях,
но и сановники носят разноцветную расшитую золотом одежду. В силу та
кой душевной пустоты они нестерпимы как победители и выглядят совер-
: 198 шенно
растерянными, потерпев поражение. Кроме того, к их глупости при
соединяется еще варварский и экзотический обычай, свойственный боль
шинству северных народов, возвращаясь после битвы, вешать головы
врагов на шеи лошадям и, доставив эти трофеи домой, прибивать их гвоз
дями напоказ перед входом в дом. Посидоний говорит, что ему самому
пришлось наблюдать подобное зрелище во многих местах, хотя сначала он
чувствовал отвращение, но потом, привыкнув, спокойно переносил его. Го
ловы знатных врагов галлы [сохраняли] в кедровом масле, показывали
чужеземцам и не соглашались отдавать их [за выкуп] даже на вес золота.
Римляне отучили их от обычаев, жертвоприношений и гаданий, противо
положных тем, что в ходу у нас. Они наносили человеку, обреченному
в жертву,18 удар в спину и гадали по его судорогам. Однако они не
при
носили жертв без друидов.19 Упоминаются еще и другого рода
человеческие
жертвоприношения; они расстреливали свои жертвы из лука, или распи
нали их в святилищах, или же сооружали огромную статую из сена и де
рева, затем бросали туда скот и всевозможных диких животных, а также
людей, и все это вместе сжигали.20
6.
В океане, говорит Посидоний, лежит островок, находящийся не
осо
бенно далеко в открытом море, прямо перед устьем реки Лигера; на
острове живут самнитские женщины, одержимые Дионисом; они умило
стивляют этого бога мистическими обрядами, так же как и другими свя
щеннодействиями; и ни один мужчина не вступает на остров, хотя сами
женщины отплывают с него для общения с мужчинами и затем возвра
щаются обратно. Существует обычай, продолжает Посидоний, раз в год
снимать крышу святилища и затем крыть ее снова в тот же день перед
заходом солнца, причем каждая женщина приносит свой груз соломы для
крыши; но женщину, у которой груз выпадет из рук, остальные разрывают
— 188 —