вами Нила и
наносами моря, о чем он нигде не упоминает; не упоминает
поэт и о перешейке между Красным и Египетским морями, ни об Аравии,,
ни об Эфиопии, ни об океане; поэтому следовало согласиться с филосо
фом Зеноном, который предлагает такое чтение:
К
черным проник эфиопам, гостил у сидонян, арабов.
(Од. IV, 84)
Но
незнакомство со всем этим неудивительно для Гомера, потому что
и позднейшие писатели многого не знают и рассказывают небывальщину.
Так, Гесиод говорит о «людях полупсах»,27 о «большеголовых» и о «пиг
меях»; Алкман — о «людях с перепончатыми ногами»; Эсхил — о «песье-
главцах», о «людях с глазами на груди», об «одноглазых» ( в «Прометее»,
как говорят28) и о множестве других сказочных существ. От этих
поэтов
Аполлодор переходит к историкам, которые говорят о «Рипейских горах»,29
о «Горе Огии»30 — обиталище Горгон и Гесперид; о «Меропийской
стране» 31 у Феопомпа, о «Киммерийском городе» у Гекатея, о «Панхей-
ской стране» у Евгемера,32 о «речных камнях, образовавшихся из
песка, но
распадающихся от дождей» у Аристотеля.33 В Ливии, продолжает Аполло
дор, есть «Дионисов город», куда один и тот же человек не может попасть
дважды. Он порицает также тех, кто относит гомеровские скитания Одис
сея к области около Сицилии. Если, может быть, и следовало утверждать,
что скитания Одиссея происходили там, но поэт баснословия ради перенес
их за океан.34 Если это, прибавляет Аполлодор, можно простить прочим
писателям, то Каллимаху ни в коем случае, так как он претендует на фило
логические знания: Каллимах утверждает, что Гавд — это «Остров Ка
липсо», а Коркира — «Схерия». Другим Аполлодор делает упреки за вы
думки относительно «Герен», «Акакесия», «Дема» на Итаке, «Пелефро-
ния» на Пелионе и «Главкопия» в Афинах. Аполлодор, наконец, закан
чивает, прибавив к этим замечаниям еще некоторые мелочи в таком роде,
заимствованные у Эратосфена и, как я заметил уже раньше,35 неправиль
ные. Конечно, можно согласиться с Аполлодором и Эратосфеном, что
позднейшие писатели были более сведующими в этих вопросах, чем древ
ние; но все же за то, что они в своей критике, особенно Гомера, переходят
должные рамки, как мне кажется, им можно бросить справедливый упрек
и, напротив,
указать, что они упрекают поэта в том, чего сами не знают,
г зоо Об остальном, что еще нужно сказать по этому вопросу, будет сответствен-
ным образом упомянуто при описании отдельных стран, а также в общем
описании.36
7.
До сих пор я говорил о фракийцах и [упоминал]
Мисян
бойцов рукопашных и дивных мужей гиппемолгов,
Галактофагов
и абиев, из смертных что всех справедливей,
(Ил. XIII, 5-6)
так как хотел
сравнить мое описание с сообщениями Посидония, Аполло-
дора и Эрастофена. Следует добавить, что их доводы находятся в противо-
— 274 —