Таким
образом, под «материком» 12 поэт имеет в виду побережье, ле^а
щее напротив островов, включая Левкаду и остальную часть Акарнании"
о которой он говорит так: *
Стад двенадцать коровьих на суше и столько же
козьих,
(Од. XIV, 100)
быть может,
потому, что в древности Эпиротида простиралась до этих мест
и называлась общим именем «материк». Современную же Кефаллению Го
мер называет Самосом, например, когда говорит:
Между
Итакой в проливе и Самом крутым. ..
(Од. IV, 671)
Ведь
посредством эпитета поэт различает предметы с одинаковыми име
нами, относя имя не к городу, а к острову. Дело в том, что остров поли
тически составлял четырехградье и один из этих четырех [городов], одно
именный всему острову, носил двоякое название — Самос и Сама. Когда
Гомер говорит:
Все, кто на разных у нас островах знамениты и
сильны,
Первые люди Дулихия, Самы, лесного Закинфа,
(Од. IV, 245)
то он, очевидно,
перечисляет острова, а тот остров, который прежде 13 на
зывал Самосом, здесь называет Самой. Но когда Аполлодор в одном месте
утверждает, что поэт, стараясь посредством эпитета избежать двусмыслен
ности, говорит, имея в виду остров:
... и
Самом крутым,
(Од.
IV, 671)
а в другом месте
требует чтения
...
Дулихия, Сама
(Од. I, 246)
вместо Самы, то,
очевидно, он принимает, что город назывался без разли
чия как Самой, так и Самосом, но остров—только Самосом. А что город,
называется Самой, согласно Аполлодору, ясно из того, что при перечисле
нии женихов из каждого города поэт 14 говорит:
Двадцать
четыре из Самы к нам прибыло мужа,
(Од. XVI, 249)
а также из
рассказа о Ктимене:
Выдали
замуж затем на Саму ее.
(Од. XV, 367)
- 430 —