Жили в Плевроне и
в тучной земле, Калидоне гористом. С 46
(Ил. XIV, 116)
Потом
Плевронией владел Фестий, тесть Энея и отец Алфеи, предводи
тель куретов. Когда же разразилась война между сыновьями Фестия, с од
ной стороны, и Энеем и Мелеагром — с другой
(Бой о клыкастой главе и о коже щетинистой
вепря,
(Ил. IX, 548)
как говорил поэт, придерживаясь мифического
сказания о вепре, но, по всей
вероятности, из-за клочка земли), то, по словам Гомера,
Брань была меж куретов и браннолюбивых
этолян.
(Ил. IX, 529)
Таковы
сказания, имеющие ближайшее отношение к истории этолийцев
и акарнанцев.
7.
Сказания, имеющие более отдаленное отношение к этому предмету
(историки в силу одинаковых названий просто соединяют их вместе), а
именно сказание, хотя и называемое «Куретской историей» и «Историей о
куретах» (подобно тому, как если бы это была история куретов, живших
в Этолии и Акарнании), не только отличаются от этих историй, но скорее
похожи на сказания о сатирах, силенах, вакхах и титирах.10 Ведь, по
сло
вам тех писателей, которые передают сказания из истории Крита и Фри
гии, куреты — это некие демонические существа, подобные этим, или слуги
богов; причем эти предания у них переплетаются с рассказами об известных
священных обрядах, частью мистических, частью связанных с воспитанием
младенца Зевса на Крите или с оргиями в честь Матери богов, справляе
мыми во Фригии и в области троянской Иды. В этих сказаниях обнаружи
вается незначительное разнообразие: так, по одним сказаниям, корибанты,
кабиры, Идейские Дактили и тельхины отождествляются с куретами, в дру
гих — эти племена изображаются родственными с некоторыми незначи
тельными отличиями между собой. Говоря кратко, их всех считают чем-то
вроде людей, боговдохновенных и пораженных вакхическим безумием, ко
торые в образе служителей божества при совершении священных обрядов
Устрашают людей военной пляской, исполняемой в полном вооружении под
шУм и звон кимвалов, тимпанов и оружия в сопровождении флейты и во
плей. Поэтому эти священные обряды считают в известном отношении род
ственными обрядам, справляемым у самофракийцев, на Лемносе и в неко-
т°рых других местах, так как божественные служители называются там
одним и тем же именем. Впрочем, всякое исследование в таком роде от
носится к области учения о богах и не чуждо умозрению философа.
с’· 1 ак как сами историки
из-за тождества имен куретов сопоставляли
-несхожие предметы, то и мне хотелось бы подробнее сказать о них в отступ
лении, добавив подходящий к истории рассказ о их физическом сложении,
прочем, некоторые историки желают даже сблизить их физические каче-
— 443 —