,
некогда Минос принес свои законы из пещеры Зевса) повеления бога,
^а1\ьшей частью похожие на законы Миноса.
όοΛ20 Главнейшие, по словам Эфора, в отдельности критские
обычаи
дующие: у критян всех в одно и то же время исключенных из «отряда»
СЛдьчиков принуждают к одновременному вступлению в брак; однако они
сразу приводят себе в дом девушек, на которых они женились, но лишь
тогда, когда девушки окажутся пригодными для ведения домашнего хо
зяйства. Если у девушки есть братья, то ее приданое составляет половину
оли брата. Дети учатся чтению и письму, а также установленным по за- с 48
кону песням и некоторым видам музыки. Тех, что помоложе, приводят
на общие трапезы — «андрии». Там они едят вместе с другими, сидя на
земле зимой и летом в одних и тех же грубых потертых плащах, и при
служивают взрослым мужчинам и себе. Лица, принадлежащие к одной и
тон же общей трапезе, затевают схватки друг с другом и участниками
других трапез. Во главе каждого «андрия» стоит педоном.35 Мальчиков
старшего возраста помещают в «отряды». Набирают эти «отряды» знат
нейшие и наиболее влиятельные юноши, причем каждый набирает столько
мальчиков, сколько может собрать. Начальником каждого «отряда»
в большинстве случаев является отец устроителя; он имеет власть вести
их на охоту и на состязания в беге и наказывать ослушников. Питаются
они на общественный счет. По установленным дням «отряд» ритмическим
маршем сходится с «отрядом» для схватки под звуки флейты и лиры, как
это обычно на войне; причем они наносят удары не только рукой, но и
железным 36 оружием.
21.
У критян существует своеобразный обычай относительно любви.
Дело в том, что они добывают себе возлюбленных не убеждением, а по
хищают их. Любовник предупреждает друзей дня за 3 или более, что он
собирается совершить похищение. Для друзей считается величайшим по
зором скрызать мальчика или не пускать его ходить определенной доро
гой, так как это означало бы их признание в том, что мальчик недостоин
такого любовника. Если похититель при встрече окажется одним из рав
ных мальчику или даже выше его по общественному положению и в про
чих отношениях, тогда друзья преследуют похитителя и задерживают его,
но без особого насилия, только отдавая дань обычаю; впрочем, затем
Друзья с удовольствием разрешают увести мальчика. Если же похититель
недостоин, то мальчика отнимают. Однако преследование кончается тогда,
когда мальчика приводят в «андрий» похитителя. Достойным любви
У чих считается мальчик, отличающийся не красотой, но мужеством и бла
гонравием. Одарив мальчика подарками, похититель отводит его в любое
место в стране. Лица, принимавшие участие в похищении, следуют за
ними; после двухмесячных угощений и совместной охоты (так как не раз
решается долее задерживать мальчика) они возвращаются в город. Маль
чика отпускают с подарками, состоящими из военного убранства, быка и
кУбка (это те подарки, что полагается делать по закону), а также из
мно
Гих Других предметов, настолько ценных, что из-за больших расходов
— 459 —