глубокое,
стремительно течет, низвергаясь подобно катаракту; 12 поэтому
оставленная справа область уже более не обводняется разливом реки, так
как она лежит теперь не только выше нового русла, но и выше уровня
воды во время разлива.
20.
С этими сообщениями о наводнениях рек и об отсутствии ветров
с суши сходятся данные Онесикрита. Ведь последний утверждает, что мор
ское побережье мелководно, в особенности у устьев рек, из-за речных от
ложений, приливов и преобладающего воздействия ветров с открытого
моря. Мегасфен, отмечая плодородие Индии, указывает, что земля там
приносит дважды в год двойной урожай. Подтверждает это и Эратосфен,
который называет один посев зимним, а другой — летним (равно как и
дожди). Действительно, говорит он, не бывает ни одного года без дождей
в эти два срока. Отсюда и происходят изобильные годы, так как земля
никогда не остается бесплодной. Плодовые деревья приносят также много
плодов; в изобилии встречаются корни растений, в особенности большого
тростника; они сладки в сыром и вареном виде, так как и дождевая вода,
и речная нагревается от солнца. Поэтому Эратосфен хочет в некотором
смысле сказать, что процесс, называемый у других «созреванием плодов
или соков», у индийцев носит имя «сваривания», и при «созревании»
плоды получают столь же приятный вкус, как от варки на огне. В силу
этого, говорит он, так гибки и ветви деревьев, из которых делают ободья
для колес, и по этой же причине на некоторых деревьях появляется
«шерсть».13 Из этой «шерсти», согласно Неарху, выделывают искусно
сотканные тонкие ткани; македоняне применяли их вместо подушек и для
: 694 набивки
седел. В таком же роде и «серские» ткани из «виссона»,14 который
вычесывают из коры известного сорта. Он говорит о тростнике, который
дает мед, хотя и без пчел; 15 действительно, это — плодоносное
дерево, из
плодов которого приготовляют мед, но плоды его опьяняют тех, кто ест
их сырыми.
21.
Много в Индии необыкновенных деревьев, в числе которых есть
одно, ветви которого склоняются к земле, а листья — не меньше щита.
Онесикрит даже с несколько излишними подробностями описывает страну
Мусикана, считая ее самой южной частью Индии. Он рассказывает, что
там есть какие-то большие деревья, ветви которых достигают даже 12 лок
тей; затем они продолжают расти вниз, как бы согнувшись, пока не кос
нутся земли. Потом, распростершись по земле, они пускают корни подобно
отводкам; затем, снова поднимаясь, образуют ствол; из этого ствола ветви,
опять подобным же образом согнутые при росте, дают новый отводок, по
том еще новый и так далее, так что из одного дерева образуется огромный
зонт, подобный палатке со множеством подпорок.16 Относительно
величины
деревьев он сообщает, что 5 человек с трудом могут охватить их ствольь
Аристобул упоминает, что вблизи Акесина и слияния его с Гиаротидои
есть деревья с наклоненными к земле ветвями, такой величины, что под
тенью одного дерева могут предаваться полуденному отдыху 50 всадников
(а по Онесикриту — даже 400). Аристобул рассказывает еще и о другом
— 646 —