И чтобы показать Вам это лучше, здесь ниже нарисована одна часть из того, что должно быть.
Перво-наперво, надо сказать, что навершие шлема (5) должно быть установлено на куске вымоченной кожи (6), который должен быть внутри хорошо набит на толщину пальца или более; и кусок кожи должен покрывать весь верх шлема и быть покрытым небольшой мантией (7), украшенной гербом того, кто её носит. А на мантии поверх шлема должно быть навершие, а вокруг него должен быть скрученный валик-намёт, тех цветов, какие пожелает участник турнира, толщиной примерно в руку, толще или тоньше, на его усмотрение.
Также, шлем должен быть типа баскинет (8) или шапель (9), кроме тех, где забрало несколько другое, как нарисовано ниже. И чтобы лучше объяснить типы навершия, кожаной вставки и шлема, они показаны в трёх видах.
Далее следуют виды баскинета, кожаной вставки и навершия.
Также, доспехи выглядят как кираса (10) или как защита ног, что зовётся тонлет (11). А также Вы можете хорошо сражаться на турнире в бригандине (12), если пожелаете; и в любом виде доспехов, в котором пожелаете сражаться, необходимо лишь, чтобы защита была большой и достаточной как во всех местах, где Вы можете носить латы, так и ниже. Необходимо также, чтобы защита была набита на толщину трёх пальцев на плечах и в длину руки на шее и на спине, поскольку удары палиц и мечей падают более часто на эти места, чем на другие. И чтобы видеть основной и наилучший вид этого для турниров, ниже нарисована кираса в наилучшем и наиболее подходящем виде, возможном для турнира.
Далее показаны форма и вид панцирей и ручного вооружения, подходящего для турниров. А именно: наплечники (13), наручи (14) и латные перчатки (15); эти наплечники и наручи соединяются и пригоняются в одно целое, и есть два вида, один из которых - вид белых доспехов (16), а другой - доспехов из вымоченной кожи; они нарисованы ниже. Далее следуют виды и формы наплечников и наручей из белых доспехов или вымоченной кожи.

 
 
Форма и вид латных перчаток такие, какие Вы можете видеть ниже на рисунке. Далее показаны виды латных перчаток.
 
 
Также, ниже нарисована формы, которых должны придерживаться затупленный меч, а также булава.
 
 

Далее показаны виды меча и булавы.
Что касается размера и вида мечей и палиц, то ничего нельзя сказать более, кроме как о длине и ширине клинка. Он должен быть четыре пальца в ширину, то есть чтобы он не мог пройти сквозь прорезь шлема для глаз, а оба лезвия должны быть толщиной в палец. И чтобы он не был слишком тяжёлым, в нём должна быть ложбинка посередине и затуплен спереди и повсюду, от крестовины до конца, а крестовина должна быть такой короткой, чтобы она только могла отразить какой-нибудь удар, который может обрушиться или скользнуть вниз с лезвия меча по пальцам. Меч должен быть длиннее руки с ладонью человека, который несёт его, и подобным образом булава. Булава должна иметь небольшой рондель (17), хорошо приклёпанный перед рукой для защиты её. И Вы можете, если пожелаете, прикрепить лёгкую цепочку, шнурок или верёвочку к Вашему мечу или булаве, к поясу или обмотать вокруг руки, так что если меч выпадет из Вашей руки, Вы сможете вернуть его до того, как он упадёт на землю.
Что касается вида рукоятей мечей, то это на Ваше усмотрение. И вес палиц, и вес мечей должны быть проверены судьями накануне дня турнира. А те палицы, что имеют чрезмерный вес или длину, должны быть помечены судьями посредством горячего железа.
Поножи (18) выглядят как те, которую Вы одеваете на войну, без каких-либо различий, кроме этого, наилучшей будет наименьшая защита и ботинки, очень полезные против наконечников шпор.
Наиболее короткие шпоры более удобны, чем длинные, потому что их нельзя будет снять или сорвать в общей свалке.
Накидка должна быть сделана так, как у герольдов, кроме того, на теле не должно быть складок, чтобы лучше показать гербовую накидку её носителя.
В Брабанте, Фландрии, Геннегау и тех странах, что граничат с Германией, обычно вооружаются для турнира по-другому. Там надевают двухслойное полукафтанье, не более, подбитое на спине и повыше живота, а выше этого - нарукавник толщиной в четыре пальца и набитый ватой. Поверх этого надевают наплечники и наручи из вымоченной кожи, усиленные пятью или шестью приклеенными маленькими прутиками толщиной в палец, защищающими на всю длину руки. А что касается плеч и локтей, то наплечники и наручи делаются как те, что показаны выше, кроме того, что они делаются больше и тяжелее; и они хорошо набиты спереди. А двухслойная одежда, вместе с прикрепленными наплечниками и наручами, выглядит как кольчужный рукав. Поверх всего этого одевают лёгкую бригандину с просверленными на груди дырочками, как показано ниже. Что касается защиты головы, то там надевают большой баскинет с бармицей без забрала и крепят бармицу вокруг низа бригандины к груди и на плечах прочными шнурками. И поверх этого надевают большой шлем, весь сделанный из куска вымоченной кожи и покрытый снизу отверстиями размером в толщину деревянного прутка, а прорезь для глаз закрыта полоской металла в виде железной решётки в три пальца площадью, которая крепится на цепочке на груди бригандины, так что Вы можете повесить её, чтобы она болталась у седла, когда хотите освежиться, либо одеть обратно, если пожелаете. И пока на вашей голове нет шлема, ни один не посмеет нанести удар, пока вы не наденете его обратно. На этом шлеме помещают небольшой гербовый щит, гирлянду или гербовый бурелет и навершие (19), прикреплённые шнурками, как уже было рассказано. А поверх бригандины одевают котту (20). И когда это всё оказывается на человеке, он кажется более широким, чем высоким, так что я больше ничего об этом говорить не буду. А что касается сёдел, они такого размера, какой обычен для поединков в старой Франции, а нагрудник (21) и наголовник (22) также из кожи; и когда всё это оснащение одевают и садятся верхом, то не могут повернуть коней без помощи, поскольку они неповоротливы. И возвращаясь к правильному и более нормальному виду, манера вашего вооружения, что была описана выше, более прекрасна и безопасна. А боевые сёдла также хороши для турнира, так как они прекрасно закрыты сзади, а передняя лука не слишком высока.
Что касается палиц, мечей и поножей, они такие, как те, что были описаны выше. В дополнение необходимо иметь вид хаурта (23), который крепится перед лукой седла, как сверху, так и снизу, в нескольких местах, как можно безопаснее, если можете; он ниспадает на длину элла перед седлом и обертывается вокруг груди коня. Хаурт хорош для защиты лошади или боевого коня от ударов в столкновении, а также защищает ноги бойца от ударов.
Этот хаурт делается из длинной соломы между крепкой тканью, укреплённой бечёвками, а внутри хаурта - мешок, полный соломы, в виде полумесяца, прикрепляемого к хаурту, который держится напротив конской груди и приподнимает хаурт так, чтобы он не хлопал перед ногами коня. И помимо укрепления, там могут быть прутья, вшитые внутрь, поддерживающие его ровно и на своём месте. А форма хаурта показана ниже, как изнутри, так и снаружи, так что Вы можете видеть и то и другое, и как вам должно помещать мешок внутрь хаурта. Вид мешка следующий: Далее показывается образ и форма мешка, помещаемого внутрь хаурта.
Здесь показана внутренность хаурта.
Внутренность хаурта та, что показана выше.
Здесь показано то, что снаружи хаурта.
А также, покрытие хаурта гербовыми накидками сеньора, который будет использовать их в сражении, как показано далее.
Далее показано покрытие хаурта.
Далее следуют оба Герцога, Бретонский и Бурбонский, верхом, вооружённые и в шлемах, как если бы они были на турнире.
Ристалище должно быть на одну четверть длиннее своей ширины, барьеры в высоту человека, или в длину полутора рук, из прочного дерева и с двумя перекладинами: одна наверху, а другая на уровне колена. Они должны быть двойными: а именно, второй барьер отстоит на четыре фута от первого для отдыха пеших слуг и защиты их во время свалки; а в пределах этого пространства должны быть, по распоряжению судей, вооружённые и невооружённые люди для защиты участников турнира от толпы. А что касается размеров ристалища, то они должны быть больше либо меньше, согласно числу участвующих и мнения судей. Далее показан вид ристалища и трибун.
И, поскольку мне кажется, что я достаточно рассказал о вооружении и оснащении для турнира, то я возвращаюсь к объяснению обычаев, правил и церемоний, что необходимы, чтобы хорошо и с честью провести турнир.
Для начала, Вы уже слышали объявление герольдмейстера, который объявляет всем, кто желает участвовать в турнире, что не взирая на звание, все должны приехать на постоялые дворы в четверг, за четыре дня до турнира, до трёх часов, в противном случае им не будет дозволено принять участие и выставить в окнах на обозрение свои гербовые накидки. Отсюда необходимо описать порядок и манеру, в которых участники турнира должны въезжать в город, где устраивается турнир. Сначала принцы, сеньоры и бароны, которые желают выставить на обозрение свои знамёна на турнире, должны приложить усилия, чтобы собрать окружение, особенно когда они въезжают в город, из как можно большего числа рыцарей и дворян, участвующих в турнире; и таким путём въехать в город, как следует далее. А именно, боевой конь принца, сеньора или барона-предводителя рыцарей и дворян, сопровождающих его, должен войти в город первым, покрытый гербом предводителя, с четырьмя гербовыми щитами эмблемы предводителя, укреплёнными на конских ногах, на голове коня - украшение из страусиных перьев, на шее коня - связка колокольчиков, в седле - маленький паж, как больше нравится ему. И после коня принца должны точно так же идти боевые кони других рыцарей и дворян из его окружения, пара за парой, или один за одним, если Вам так нравится, с рыцарскими и дворянскими гербами на ногах коня, как выше описано. А после боевых коней должны идти, играя, трубачи и менестрели, или другие инструменты, какие пожелаете; а после них, герольды или их помощники, одетые в свои гербовые накидки; и после них, рыцари и дворяне со всеми их свитами.
Здесь начинается описание церемонии въезда одного из хозяев турнира на место проведения турнира, которая должна быть одинакова для обоих.
Также, немедленно после того, как сеньор или барон прибывает на постоялый двор, он должен выставить свою гербовую накидку в окне. Он должен приказать герольдам и их помощникам вывесить длинную доску, прикреплённую к стене фасада его пристанища, на которой нарисован его герб, а именно его навершие шлема и щит, а также тех из его свиты, кто будет участвовать в турнире, как рыцарей, так и дворян. И он должен приказать выставить своё знамя в верхнем окне постоялого двора, висящее над дорогой; и для выполнения этого герольдам и их помощникам требуется заплатить четыре су для вывешивания каждой гербовой накидки и каждого знамени, а они должны раздобыть гвозди и верёвки, чтобы прибить и поднять или опустить знамёна, вымпелы, гербовые накидки, когда это потребуется. И заметьте, что хозяева турнира должны делать то же, что и другие сеньоры и бароны, вывешивая свои атрибуты в окнах постоялых дворов: здесь нет разницы, кроме того, что они должны выставить на обозрение их флажки со знамёнами: а для чести баронов, вывешивающих свои знамёна в окнах, необходимо вывесить ещё и гербовые накидки не менее пяти участников турнира из их окружения. Далее следует описание того, как хозяева турнира вывешивают свои гербы в окнах. Далее следует манера, в которой судьи должны входить в город, в день, когда прибывают сеньоры и другие участники турнира; однако, судьи должны приложить усилия, дабы войти первыми, если они могут.
И во-первых:
Перед судьями должны пройти четыре играющих трубача, несущих знамёна каждого из судей, и после четырёх трубачей - четыре оруженосца, носящих гербовые накидки каждого из судей, одетых так же, как и трубачи. И после четырёх оруженосцев должен выйти герольдмейстер, объявивший турнир, один, одетый в свою гербовую накидку, с отрезом золотой парчи, бархата или тёмно-красного атласа, и поверх этого, пергаментом с гербами, как описано ранее.
А после герольдмейстера должны ехать два рыцаря из судей, бок о бок, на светлых верховых лошадях, покрытых судейскими гербовыми накидками, спускающимися до земли. Судьи должны быть одеты в длинные мантии, наилучшие, какие они могут себе позволить. А два дворянина должны ехать после них, подобным образом. И каждый судья должен сопровождаться пешим слугой, держащим уздечку коня рукой. Также каждый судья должен иметь белый шест в руке, выше его роста, который он держит прямо, как стоя, так и верхом, где бы он ни был в течение праздника, так что все могут узнать лучше, кто судьи. А за ними должна идти свита, как можно более многочисленная.
Далее следует описание входа судей.
И заметьте, что как только они прибудут, сеньор-зачинщик и сеньор-защитник должны послать своих камергеров и своих управляющих к судьям, чтобы вознаградить их тем, сколько они найдут нужным, как это более ясно показано далее. Судьи должны держать свою свиту при себе в течение праздника и если возможно, разместить всех при храме, где есть монастырь, потому что нет ничего более подходящего для изучения гербов участников турнира, как в монастыре. (Через день после того, как судьи и участники турнира прибудут на постоялые дворы, каждый участник должен принести свой герб и знамёна для изучения судьями, а затем они разделяются судьями: гербы - в одну сторону, знамёна - в другую, и потом показываются дамам.) И судьи должны иметь на фасаде своего постоялого двора кусок материи длиной в три руки и в две шириной, на котором нарисованы знамёна четырёх судей, установленный герольдмейстером, который объявлял праздник, а вверху материи должны быть написаны имена хозяев турнира, зачинщика и защитника, а внизу, под знамёнами, должны быть написаны имена, прозвища, владения, звания и должности четырёх судей.
Здесь показан герольд, который держит четыре знамени четырёх судей.
Вечером, после того, как сеньоры, рыцари и дворяне прибыли, необходимо, чтобы все дамы и девицы, которые приехали посмотреть на праздник, собрались после ужина в большой комнате. Затем судьи должны войти туда со своими белыми шестами и играющими трубачами и помощниками герольда перед ними, а потом герольдмейстер, в том порядке и торжественности, в которых они входили в город, за исключением того, что теперь они пешие. В этой комнате они должны найти свои приготовленные места и стать возле них. Подобным образом все остальные рыцари и дворяне должны войти в этот час в залу. Затем, с позволения судей, должны начаться танцы. После того, как все протанцуют полчаса или около этого, судьи должны приказать их помощникам и герольдмейстеру подняться на галерею, где играют менестрели, чтобы объявить в следующей манере:
А именно, помощник герольда, имеющий наиболее громкий голос, должен крикнуть, сделав три больших вдоха и три большие паузы:
"СЛУШАЙТЕ ! СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ!"
И затем герольдмейстер обязан сказать: "Высокие и могущественные принцы, герцоги, графы, бароны, сеньоры, рыцари и дворяне с оружием: я объявляю Вам от имени моих сеньоров-судей, что каждый из Вас должен принести свой шлем с навершием, который Вы намерены надеть на турнире, и Ваше знамя в полдень на постоялый двор судей, чтобы судьи в час дня, могли установить их для того, чтобы дамы пришли посмотреть на них и высказать своё мнение судьям.
А завтра для вас нет ничего другого, кроме танцев после ужина, как и сегодня."
После того, как это будет объявлено, танцы должны начаться снова и длиться столько, сколько пожелают судьи. Затем должны унести вино и приправы, и каждый покидает праздник к концу первого дня.
На следующий день, в вышеозначенный час, должны принести знамёна, вымпелы и шлемы хозяев турнира в монастырь, дабы представить их судьям:
и затем все остальные знамёна и шлемы с навершиями, как описано перед этим в следующем порядке:
Во-первых, знамёна всех принцев должны быть принесены одним из их рыцарей-управляющих, а вымпелы хозяев турнира приносятся их старшими слугами или оруженосцами.
А знамёна других знаменных рыцарей - благородными господами, как им будет угодно. Шлемы принцев должны приносить их дворяне. А шлемы других знаменных рыцарей и дворян, благородными господами или честнейшими слугами.
Здесь ниже показано, как приносят знамёна и шлемы зачинщика в монастырь, чтобы принять их и разместить по двум сторонам.
Когда шлемы опознаны и выставлены на обозрение, тогда дамы и девицы могут приходить с сеньорами, рыцарями и дворянами, чтобы узнать их всех. Судьи должны провести их три или четыре раза вокруг монастыря, чтобы осмотреть шлемы. И там должен быть герольд или его помощник, который будет говорить дамам имя того человека, чей шлем перед ними. И если один из них плохо отзывался о дамах, то они могут коснуться его шлема, и это дело будет разбираться на следующий день. И всё же, ни один не будет побит на турнире, кроме как по решению судей, после того, как этот случай будет обсуждён и доказан и определена мера наказания, и тогда злодей будет хорошо побит, так, чтобы он почувствовал это на своих плечах, и чтобы он в будущем не говорил плохо о женщинах, как делал ранее.
И кроме жалоб дам, есть, несомненно, другие, более серьёзные проступки, худшие, чем опорочивание женщин, за которые следует наказание для тех, кто совершит их. Первый случай и самый серьёзный, когда дворянин уличён во лжи и нарушении клятвы, особенно в вопросе чести.
Второй: когда дворянин-ростовщик, и явно одалживает ради выгоды.
Третий случай, когда дворянин женится на женщине, которая ниже его по происхождению и неблагородна.
Касательно этих трёх случаев, первые два не могут быть прощены, поскольку должны строго осуждаться на турнире, и они настолько бесчестны и возмутительны, что если кого-нибудь уличают в совершении этого, то после того, как вина его будет доказана, его шлем бросают на землю.
Заметьте, если на турнир приезжает кто-либо, кто неблагороден во всех поколениях, но добродетелен, он не должен поначалу избиваться, кроме как принцами и великими сеньорами, которые, не вредя ему, должны побить его своими мечами и булавами, и это должно всегда считаться честью. Это должно означать, что поскольку он весьма добродетелен и заслужил право быть на турнире, и с этого времени никто не может порицать его за его происхождение в любом почётном месте, где он находится, на турнире или ещё где-либо. Там также он может носить новое навершие или поменять герб, если желает, и оставить их для себя и своих потомков.
Наказание для двух основных серьёзных проступка, описанных выше, следующее: А именно остальные сеньоры, рыцари и дворяне на турнире должны схватить и бить провинившегося, пока тот не согласится уступить своего коня, это всё равно, что он скажет: "Я сдаюсь." И когда он сдастся, остальные участники турнира должны приказать своим пешим и конным слугам обрезать подпругу с его седла и пронести негодяя на седле к ограде ристалища и установить его там, как будто верхового, и держать его в таком положении, чтобы он не смог слезть или незаметно удрать до самого конца турнира; а конь его дарится трубачам или менестрелям.
Наказание за третий проступок состоит в том, что провинившийся должен быть хорошо бит, пока он не согласится уступить коня, как в вышеописанном случае. Но его подпруга не срезается и он не сажается в седло на барьерах, как за два первых нарушения. Вместо этого его садят на шею коня так, чтобы он держался руками за лошадиный зад, а его булава и меч бросаются на землю, и конь отводится под уздцы к герольду или его помощнику, который отведёт его в угол ристалища и будет держать там до самого конца турнира. А если провинившийся попытается сбежать или вырваться из рук герольда, он может быть бит снова, его подпруга срезается, а его садят верхом на барьеры, как сказано выше.
В четвёртом случае, дворянин, который сказал недостойное в адрес дам или девиц, без всякой на то причины, в наказание должен быть побит другими рыцарями и дворянами на турнире до тех пор, пока он громким голосом не попросит у дам прощения, так, чтобы все могли слышать его, и не пообещает никогда больше не говорить плохого и мерзкого им.
И возвращаясь к нашей теме, когда судьи разделят шлемы и знамена по двум сторонам, каждый из слуг, кто нес шлемы и стяги на постоялый двор, с позволения судей понесёт их своим господам, в том порядке, каком нес их туда, или иным образом, если его хозяин пожелает. И в этот день больше ничего не происходит, кроме того, что после ужина, как и в прошлый вечер, будут танцы, на которые должны прийти все рыцари и дворяне. И после первого или второго танца герольдмейстер и помощники герольда должны объявить по распоряжению судей, как описано раньше, следующее: "Высокие и могущественные принцы, графы, бароны, рыцари и дворяне, чьи шлемы и знамёна, разделённые по обеим сторонам, были представлены сегодня господам судьям и дамам, стоящие под знамёнами и вымпелами высочайшего и доблестнейшего принца господина Герцога Бретонского, зачинщика, и доблестного господина Герцога Бурбонского, защитника: господа судьи желают, чтобы вы знали, что завтра в час пополудни сеньор-защитник, с одним своим вымпелом, придёт на ристалище, дабы показаться всем, сопровождаемый всеми другими рыцарями и дворянами, принявшими его сторону, на своих боевых конях, покрытых их гербовыми накидками, а сами без доспехов, но одетые как можно более богато, чтобы господа судьи могли принять их клятвы. И после того, как сеньор-зачинщик покажет себя, клятва будет принесена, а он покинет ристалище, сеньор-защитник будет делать то же самое во второй час, и точно так же принесёт клятву, и да не будет ничего дурного."

 

Примечания переводчика

5 Навершие - дословный перевод слова crest* (нашлемное геральдическое украшение, появившееся с XIII в.)
6 Вымоченная кожа - дословный перевод cuir boulli* (специальным образом вымоченная, но не вываренная, и формованная кожа. Применялась для изготовления бытовых предметов и частей доспехов как парадных и турнирных, так и боевых).
7 Мантия - геральдический термин, элемент герба.
8 Баскинет (бацинет)* - сферо-конический открытый шлем (XIV в.). Трансформировался из малого шлема. Снабжался бармицей. Мог комплектоваться наносником или забралом. В XV веке приобрел более закругленную форму и стал снабжаться латным ошейником вместо бармицы. В XVI веке термином "bassnet-piece" иногда обозначали купольную часть шлема.
9 Шапель (chapel)* - французский аналог кеттля (см. 25).
10 Кираса (cuirasse)* - нагрудник и наспинник;
11 Тонлет (tonnelet)* - широкая пластинчатая юбка для пешего поединка.
12 Бригандина (Brigandine-бригантина)* - защита корпуса, состоящая из пластин нашитых или наклепанных изнутри на тканевую или кожаную основу, снаружи могла обтягиваться бархатом или шелком.
13 Наплечники - перевод слова vambraces*.
14 Наручи - перевод слова rerebraces*.
15 Латные перчатки - перевод слова gauntlets*.
16 Белые доспехи - дословный перевод слова white harness.
17 Рондель (rondel) - круглый диск на рукояти булавы, защищающий руку от повреждений. "Словарь средневекового снаряжения" интерпретирует этот термин, как часть шлема.
18 Поножи - перевод слова leg harness (буквально - ножной доспех),
19 Гирлянда, бурелет, навершие-геральдические термины.
20 Кота - то же, что гербовая накидка (см. 3)
21 Наголовник (chanfron)* - элемент конского доспеха. Выполнялся из металла или кожи.
22 Нагрудник (peytrаl)* - элемент конского доспеха.
23 Хаурт (hourt) - слово, не имеющее аналогов в словаре, вероятно, элемент украшения боевого коня.

 
1  2  3  
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at june 2003