Джордано. Философ -киник (Мюнхен, Старая Пинакотека)

Сегодня слово «цинизм» мы употребляем говоря о наглости, бесстыдстве, пренебрежение к нормам общественной морали и нравственности. Мы отличаем цинизм от философского учения – кинизма хотя оба эти слова произошли от древнегреческого (kinos), что означает... «собака».
Отчего же именно «собака»? На этот счет существует несколько версий, одна из которых рассказывает о том, как древнегреческий философ Антисфен основал в 4 в. до н. э. на холме Киносарг (Kynosarges) в Афинах одну из сократических школ. В переводе Киносарг - «белая собака», и долгое время считалось, что по имени этого холма и была названа философская школа киников, самым знаменитым представителем которой был Диоген Синопский, считавшийся учеником Антисфена. Однако, в последнее время появилась другая версия. Современные исследователи считают, что Антисфен умер примерно за 16 лет до того, как Диоген появился в Афинах, и, соответственно происхождение названия киников связывают с некоторыми экстравагантными особенностями философской проповеди Диогена.
По преданию Диоген жил в огромном глиняном сосуде – пифосе. Он называл себя «гражданином мира» и говорил, что это освобождает его «...от всех условностей и обязательств перед семьей, родным городом и государством - кроме обязательства перед самим собой вести естественный и праведный образ жизни». Диоген практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентрического юродства, проповедовал отказ от норм человеческого общежития, дающих волю инстинктам и побуждениям и отречение от потребностей. О его жизни сохранилось много анекдотических воспоминаний, но насколько они правдивы трудно сказать. Ряд этих историй связан с тем, что Диоген называл себя «собакой», вел себя соответствующим образом, и пояснял окружающим: «Кто бросит кусок, тому виляю, кто не бросит, облаиваю, кто злой человек – кусаю». Как-то раз на обеде пирующие швырнули Диогену кости, как собаке. Но философ не обиделся, а помочился на них, как пес. Платон говорил о Диогене, что это - «спятивший Сократ».
Систематического изложения философии киников не сохранилось, и все что нам известно сегодня - описание их образа жизни. Считается, что Диоген и киники своим образом жизни пытались показать окружающим, что отказ от желаний добродетельней и благотворней, чем их удовлетворение. После смерти знаменитого философа соотечественники воздвигли над могилой памятник за то, что он указал «наипростейший путь в жизни». Памятник представляет собой колонну, наверху которой мраморная собака.
Постепенно философское учение – кинизм, проповедовавшее естественное, избавленное от условностей существование, подобно жизни собаки, стало приобретать негативное значение попрания общественных нравственных норм. Как метко заметил Оскар Уайльд, циник - это «человек, знающий всему цену, но не знающий ценности».

 
Галина Росси
искусствовед
Права на статью принадлежат автору Галине Росси.
Статья может быть скопирована при условии, что полное содержание, а также это уведомление об авторских правах останется без изменений.

Киническая философия - это философия противопоставления себя обществу, пренебрежения приличиями и общепринятыми нормами. Известные киники - Диоген, Кратет, Гиппархия не основывали школы, не писали трактатов. Они и их последователи выбирали свободу и независимость.

Яркую попытку мыслить вне символики и обрядов предприняли киники, которые призывали человека к непосредственному выявлению своей сущности. Киники вышли на сцену мировой культуры как разрушители всех интеллектуальных и нравственных ценностей во имя свободы человеческого духа, но вместо того, чтобы стать освободителями от рабства, они превратились в клоунов и паяцев истории. Разрушая общественные обряды, они в то же время создавали свои обряды и символические действия, например, бочку Диогена. Разрушая образы, они создали свой образ циника.
Безумие поражает прежде всего две способности человеческой души: творчество и самосознание. Психически больной человек обычно или теряет способность к творчеству, или оно приобретает у него спорадический характер; то же происходит с самопознанием как оценкой своего внутреннего состояния. Душевнобольной — преимущественно эгоист, потерявший сочувствие к окружающему миру. Творчество и самопознание основаны на символике. Мы осознаем себя как личность только с того времени, когда наша психика стала организовываться и включаться в знаковую систему слова (человеческая речь). Киники отождествляли обряд со злом, но как философская система кинизм оказался пустоцветом — кроме острот с широким спектром, от забавных афоризмов до пошлостей, он ничего не мог дать. Он был паразитом, питавшимся кровью осмеянной им жертвы, но сам был бесплоден. Диоген покончил жизнь самоубийством, убедившись во время лихорадки, что никакими язвительными насмешками над болезнью нельзя уничтожить жар в собственном теле и боль в костях; другой ученик его последовал его примеру, когда понял, что не может победить время и старость. Диогена называли безумным Сократом.
Кинизм был подобен соляной кислоте, которая, попадая в трещины общества, разъедала их. Но отрицание и язвительная ирония не могли дать ответ: кто такой человек и для чего он пришел в этом мир; напротив, киники отрицали духовную субстанцию и духовные ценности, они имели дело с эмпирическим человеком. Идея о возрождении человека казалась им бессмысленной и иллюзорной; они хотели не возрождения, а освобождения, что в своем логическом конце приводило к отождествлению человека с его физиологическими функциями. Первым было освобождение от своей собственной души, второе освобождение — это освобождение от общества. Разрушая обряды и символы, киники порывали связь с прошлым, будущим и с той средой, в которой они существовали; этический и философский антисимволизм неизбежно приводил их к крайнему индивидуализму и изоляционизму. Одной из разновидностей современного цинизма является экзистенциализм, который рассматривает человека как эмпирическую данность, включая при этом в эмпирику все психическое содержание человеческого индивидуума. Философия экзистенциализма, этого декадентского цинизма, смотрит на традиции, обрядность и символику как на рабство духа. Сартр — это Диоген XX века, только менее талантливый и отважный, чем “синопский пес”.

Выдержка из книги:
Архимандрита Рафаила "Церковь и мир на пороге Апокалипсиса"
Полный текст книги читайте здесь

К словарям "Монсальвата"

К терминологическому словарю

К словарю имен

К словарю географических названий