Книга ремесел и торговли города Парижа

«Книга ремесел и торговли»—первая подробная запись порядков, своего рода кодекс цеховых порядков, существовавших во многих цехах Парижа в середине XIII в. Эта запись была произведена по приказу прево Парижа Этьенна Буало с целью регистрации цеховых порядков. «Книга ремесел и торговли» составлялась в эпоху обретения городами своего правового статуса, в период экономического роста. Париж, расположенный на территории королевского домена, находился под контролем королевского чиновника. Статус королевского города определял его экономическую и политическую жизнь. «Книга ремесел и торговли» свидетельствовала о том, что право на занятие каким-либо ремеслом в Париже покупалось у короля и было первым обязательным условием ремесленной деятельности, после которого упоминалось знание ремесла. Кроме того, в цеховых уставах оговаривалось право мастера — организатора производства брать на обучение учеников и нанимать помощников-подмастерьев. При этом численный состав подмастерьев и учеников не всегда регламентировался. Правовой статус цехового мастера, подмастерья и ученика определялся условиями хозяйственного функционирования цеха в средневековом городе.

(...) О БУЛОЧНИКАХ В ПРЕДЕЛАХ ПАРИЖСКОГО ОКРУГА

Никто не может быть булочником в пределах Парижского округа, если он не купил у короля ремесло; (...) продают же вышеупомянутое ремесло от имени короля те, кто его от короля купил, одному булочнику дешевле, другому дороже, как им заблагорассудится. Никто не может быть булочником в пределах Парижского округа, (...) если не платит королевского обана* и кутюм цеха, разве только у него есть королевская привилегия. * обан – название одной из кутюм, по которой было издавно установлено: всякий, кто будет платить обан, будет более свободен и будет платить меньше поборов со своего ремесла, чем тот, кто не будет платить обана.

О МЕЛОЧНЫХ ТОРГОВЦАХ, КОТОРЫЕ ПРОДАЮТ ФРУКТЫ И ОВОЩИ

Никто не может быть в Париже мелочным торговцем, продающим фрукты или овощи, т. е. чеснок, лук, мелкий чеснок и все другие подобные овощи, если не купит ремесло у короля; а продает его от имени короля тот, кто его купил у короля, одному дороже, другому дешевле, как ему кажется лучше.

О КУЗНЕЦАХ И ИЗГОТОВИТЕЛЯХ БУРАВОВ, КРЮЧКОВ И ШЛЕМОВ

О КУЗНЕЦАХ-НОЖЕВЩИКАХ

Никто не может быть в Париже ножевщиком, если не купит ремесла у короля, а продает его от имени короля главный королевский кузнец, которому король его дал; продает так, как ему угодно, одному дороже, другому дешевле до 5 су; эти 5 су он не может превышать. Как только ножевщик купил право заниматься ремеслом у того, кто заведует этим ремеслом от имени короля, он должен поклясться на святых, что будет хорошо и честно относиться к ремеслу по обычаям и кутюмам, которые таковы: никто из ножевщиков не может одновременно иметь более двух учеников и не может брать их менее, чем на шесть лет обучения, но на больший срок может брать и за деньги, если может получить (...), не может работать в праздничные дни, когда весь город празднует, ни ночью над изделиями, которые относятся к ремеслу ножевщика, так как ночное освещение недостаточно для этого ремесла (...), не должен работать в мясоед после звона к вечерне, ни в пост после звонка к повечерию (...)не должен переманивать от других ученика, или подмастерья, сам ли, или через другого, прежде, чем те закончат свою службу.

ОБ ИЗГОТОВИТЕЛЯХ ЧЕТОК ИЗ КОРАЛЛОВ И РАКОВИН

Решено всеми членами парижского цеха четок из кораллов и раковин, что никто из этого цеха не может работать ночью ни зимой, ни летом, ни в общие праздники, соблюдаемые всем городом, ни полировать, ни нанизывать четки, ни делать какую-либо другую работу, относящуюся к упомянутому цеху в дни праздников Богородицы и в другие обшие праздники. Далее, никто из тех, кто хочет быть учеником в упомянутом цехе, не может приступить к работе в этом цехе, пока не уплатит 5 су братству. Каждый мастер цеха может иметь только одного ученика. Никто не может брать ученика менее, чем на 12 лет. Никто не может брать ученика, если не имеет мастерской, т. е. очага.

О КАМЕНЩИКАХ, КАМЕНОТЕСАХ, ШТУКАТУРАХ И ЦЕМЕНТЩИКАХ

Кто хочет, может быть в Париже каменщиком, лишь бы знал ремесло и работал по обычаям и кутюмам цеха, которые таковы. Никто в своей мастерской не может иметь более одного ученика, а если имеет ученика, не может брать его менее, чем на шесть лет, но на более долгий срок и за деньги, если может их получить, он может взять.

О СУКНОДЕЛАХ

Никто не может быть парижским сукноделом, если он не купит ремесло у короля, а тот, кто купил кутюму у короля, продает ее одному дороже, другому дешевле, как ему кажется лучше.
Никто из сукноделов и никто другой не может и не должен иметь станок в пределах Парижского округа, если он не умеет сам работать на станке или если он не сын мастера. Каждый парижский сукнодел может иметь в своем доме два широких станка и один узкий, а вне дома он не может иметь ни одного, если не хочет его иметь на тех же условиях, что и чужак. (...) Каждый сукнодел может иметь в своем доме одного из своих братьев и одного из племянников и для каждого из них может иметь два широких станка и один узкий с условием, что сами братья или племянники собственноручно занимаются ремеслом, а как только они перестанут работать, мастера не могут держать станки.
(...) Каждый сукнодел может иметь в своем доме не более одного ученика, и не может брать его менее, чем на четыре года службы, и за 4 пар. ливра или на пять лет за 60 пар. су или на шесть лет за 20 пар. су или на семь лет без денег. Мастер-сукнодел может брать учеников на больший срок и за большую сумму, но на меньший срок и меньшую сумму он не может брать. Ученик может выкупиться со службы, если захочет мастер и если он уже прослужил четыре года; мастер не может его ни продать, ни отказаться от него, пока он не прослужил четыре года, ни взять другого ученика, если не случится так, что ученик сбежит или женится, или уйдет за море. Мастер-сукнодел не может иметь ученика, пока длятся четыре года, которые должен отслуживать первый ученик, если этот ученик не умрет или не откажется от ремесла навсегда; но как только он умер или отказался от ремесла, мастер может взять еще одного ученика только на вышеуказанных условиях.

О ПОРТНЫХ ПЛАТЬЯ

Каждый, кто хочет быть парижским портным платья, может им быть свободно, лишь бы знал ремесло и имел средства. Портные платья могут иметь и держать столько подмастерьев и столько учеников, сколько хотят, и на такой срок и за такие деньги, какие они могут иметь.
Никто из ремесленников указанного цеха не может стать мастером до тех пор, пока старшины, охраняющие цех, не придут и не посмотрят, достаточно ли он умеет шить и кроить; если они находят его достойным, он может стать мастером и содержать маcтерскую как мастер.
Никто не может кроить шерстяную одежду в городе Париже, если не содержит мастерской и не признан в качестве мастера в городе Париже. Если кто-нибудь так сделает, платит королю 5 пар. су всякий раз, как будет уличен. Так приказали прюдомы цеха из-за посторонних подмастерьев, которые приходят в Париж и тайком кроят одежду в мастерских и других местах, так что мастеров стыдят и упрекают за неправильный покрой, который иногда бывал.
Если портной платья в Париже плохо скроит платье или полный костюм по причине неправильно расположенного при кройке сукна или по незнанию его кроя, охраняющие цех старшины должны увидеть и рассмотреть испорченную одежду. Если старшины скажут, согласно своей клятве, что костюм испорчен кройкой, портной должен возместить по усмотрению старейшин цеха убыток тому, кому принадлежит одежда, и должны его оштрафовать в пользу короля на 5 пар. су всякий раз, как он будет уличен; прюдомы, которые охраняют цех именем короля, получают из этих 5 су 2 пар. су для братства, для помощи бедным цеха.
Если подмастерья—швецы этого цеха—провинятся в этом цехе своим шитьем или делами и их мастер пожалуется старшинам, охраняющим цех, они заплатят штраф по указанию этих старшин за убытки их мастеру в размере однодневного заработка и штраф старшинам, охраняющим цех, для помощи бедным их братства. Подмастерье, работающий у портного поштучно, не может требовать другой заработной платы, кроме как справедливой оплаты, которая установлена издавна. Прюдомы упомянутого цеха просят, чтобы их, если угодно королю, освободили бы от караула по причине того, что им приходится делать и хранить ночью большие платья, которые принадлежат дворянам, а также потому, что они имеют много молодых людей из числа чужаков и не могут им всем доверять и за всеми наблюдать; еще полагается им кроить и шить платья знатным людям как днем, так и ночью из-за того, что знатные люди и иностранцы уезжают и портные должны к утру приготовить им платье, заказанное вечером. (...)

ОБ ИЗГОТОВИТЕЛЯХ РАСТИТЕЛЬНОГО МАСЛА

Каждый, кто хочет быть в Париже изготовителем растительного масла, может им быть, лишь бы знал ремесло и имел средства. Каждый парижский изготовитель растительного масла может изготовлять масло из оливок, миндаля, орехов, конопли, мака. Каждый парижский изготовитель масла может иметь столько подмастерьев и учеников, сколько хочет, и на такое время, на какое захочет, и может работать днем и ночью всякий раз, как пожелает. Никто из парижских изготовителей масла не должен никаких кутюмов с орехов и с конопли, которые он покупает и продает в Париже оптом и в розницу, в любом размере, каким бы образом он ни привез в Париж по земле или по воде; они свободны от этого по причине того, что платят кутюму за масло. Никто из парижских изготовителей масла и никто другой не может и не должен покупать масло у чужака, если оно не измерено присяжными, которые установлены для хорошего и честного измерения под их клятвой как для продавца, так и для покупателя, как для чужаков, так и для своих; но они (покупатель и продавец) могут по своей доброй воле договориться, чтобы масло не было измерено. (...)

Книга ремесел и торговли города Парижа //Средние века. М., 1957, 1958.
Вып. X. С. 310, 322, 327, 335, 351. Вып. XI. С. 171, 176

Рассылка Валерии Уэрд "Темные века средневековья"


Подборка материалов по теме "Средневековье

 

К словарям "Монсальвата"

К терминологическому словарю

К словарю имен

К словарю географических названий

 

Оглавление раздела "Проявления духа времени"
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at june 2003