В настоящее время на месте Палеопафоса находится деревня Куклия. Современный же Пафос развился из древнего поселения, называемого археологами Неопафос (Новый Пафос). Этот город был основан царем Тегеи Агапенором, прибывшим на Кипр после Троянской войны в период правления Кинира. Отношения между правителями были самыми дружественными и Агапенор со своими людьми принимал деятельное участие в строительстве древнего храма Афродиты, начатого Киниром. От Неопафоса к святилищу в Палеопафосе вела дорога, по которой во время ежегодных празднеств в честь Афродиты проходили священные рутуальные процессии пилигриммов со всей Ойкумены.
Шли века, сменялись владычества, а святилище Афродиты на Кипре оставалось знаменитым, привлекало к себе паломников со всего мира и пользовалось неизменной поддержкой и почитанием у сильных мира сего.
В 77 году н.э., когда Кипр был уже Римской провинцией, произошло сильнейшее землетрясение, принесшее сильные разрушения всем постройкам Древнего Пафоса. В ходе восстановительных работ римские власти не только восстановили старое святилище, но возвели новое храмовое сооружение, южная стена которого находилась всего в 2-х метрах от внешней северной части древнего храма. Таким образом оба святилища представляли единый архитектурный комплекс, сооружения которого были связаны между собой специальным переходом и культовые богослужения там продолжались как и в древние времена. Римские императоры этой эпохи уделяли особое внимание храму Афродиты и даже чеканили его изображение на своих монетах. Причина такой особой заботы крылась в том, что они рассматривали этот храм как свое особое родовое святилище, поскольку главным титулом каждого императора был "Цезарь". Этот титул произошел от личного имени "Юлий Цезарь", который считался прямым потомком легендарного Юла - сына Энея и, соответственно, внука Афродиты.
Эней - троянский принц, герой Троянской войны, был рожден Афродитой от царя дарданов Анхиза. После падения Трои часть троянцев под предводительством Энея переселилась в Италию и основала там поселение, из которого впоследствии вырос Великий Рим.
С наступлением эпохи христианства значение святилища Афродиты как религиозно-мистического центра Средиземноморья стало угасать и через несколько столетий знаменитый культ перестал существовать. Покинутый храм, постепенно разрушаясь, простоял еще почти тысячу лет, пока не был окончательно разобран местными жителями в XIV веке. По иронии судьбы древние священные камни послужили строительным материалом для стен средневековой сахарной мануфактуры.
В настоящее время, после проведенных раскопок, можно увидеть и посетить древний теменос, огороженный частично реконструированной оградой из каменных блоков. Сохранились также и доступны для обозрения руины храмовых построек римского периода. Таинственный священный конический камень хранится в музее Куклии (Палеопафоса), устроенном в помещении средневекого строения, расположенного неподалеку от сахарной мануфактуры. Там же хранятся и многие другие археологические находки, обнаруженные на месте, где в древние века на алтаре в честь Афродиты возжигали огонь.
Галина Росси, искусствовед
2002 г.
 
Права на статью принадлежат автору Галине Росси.
Статья может быть скопирована при условии, что полное содержание, а также это уведомление об авторских правах останется без изменений.
 

Читайте об Афродите на сайте "Монсальват":
Рождение и деяния Афродиты (главы из книги Роберта Грейвса "Мифы Древней Греции"
Рождение Афродиты (стихотворение Жозе Мария де Эредиа)
Образ Афродиты в искусстве (Сомов Л.)

Вы можете посмотреть изображения Афродиты, воспетой за прошедшие тысячелетия многими знаменитыми, и оставшимися неизвестными, мастерами искусства 
 
 
1  2  3