Одним из древнейших святилищ Аполлона считается и храмовый комплекс Аполлона Илатского («Лесного»), расположенный в нескольких километрах от античного города Курион, на Кипре. Это место было религиозным центром еще задолго до того, как на остров, в IV-V веках до н.э. был завезен и развился эллинистический культ бога света и солнца – Аполлона. Древнейшее место в храмовом комплексе Аполлона Илатского – так называемый «архаический алтарь», датируется примерно 2000 годом до н.э. Этот жертвенник, как и другие известные алтари той далекой эпохи, был посвящен «неназванному божеству». О древних культах таких «неназванных божеств» почти ничего не известно, кроме дошедших до наших времен загадочных священных камней, которые были не антропо--о-морфными, а сакральными, абстрактными символами божества, и служили не столько для поклонения, сколько для целей практической магии, основанной на непосредственной связи с высшими силами. На месте архаического алтаря в храме Аполлона Илатского была найдена мраморная конусообразная скульптура высотой около 30 сантиметров, названная «баэтил» («baetyl»). Наименование это восходит к арабскому bt`l — «дом бога». Скульптура, выполнявшая, очевидно, роль главного священного символа в древнем ритуале, олицетворяя собой место присутствия божества. На этом же участке раскопки открыли огромное количество приношений, в виде терракотовых фигурок, датируемых VIII-V веками до н.э.
Первое письменное упоминание на Кипре о боге Аполлоне относится только к V веку до н.э., и было найдено на известняковой статуе, называемой «храмовый мальчик» («Temple boy»). Более поздняя надпись IV века до н.э. обращена к Аполлону Winepress («винодавителю»), и лишь в середине III века до н.э. надписи в святилище посвящены уже «Лесному» Аполлону – Аполлону Илатскому.
Святость места, на котором находится храм, строго оберегалась, и «Тот, кто дотрагивался до алтаря Аполлона, и таким образом осквернял божество, тот сбрасывался в море с одного из близлежащих крутых утесов» - так писал об этом Страбон (63 г. до н.э. – после 21 г. н.э.) - античный автор обширного труда «География».
Храм, руины которого можно видеть и сегодня, был построен во время правления Нерона (Tiberius Claudius Nero, 54–68 гг.). Однако строился не в один прием, а достраивался, расширялся и улучшался многими цезарями и правителями. Сохранились надписи, согласно которым часть построек, а именно комнаты напротив портика, были возведены в честь Аполлона Илатского и Цезарийского в 101 году императором Траяном (Marcus Ulpius Traianus, 53–117 гг.). Их сооружение и посвящение проводилось под надзором проконсула Кипра Квинтуса Лабериуса (Quintus Laberius Justus Cocceius Lepidus).

 
Римская постройка представляла собой колоссальный архитектурный комплекс, включающий храм, термы (бани), гимнасий или палестру (комплекс для атлетических занятий), и многие другие до сих пор не идентифицированные сооружения.
Возведенные около I века термы точно соответствовали изощренным нормам римского инженерного искусства, изложенными в трактате «Об архитектуре» Витрувия (I в. до н.э.), где даны практические рекомендации относительно устройства банных помещений (аподитерий – помещение для раздевания, кальдарий – горячее помещение в термах, тепидарий – теплое, фригидарий – холодное и т.д.), а также нагревательной системы терм, с ее весьма примечательной особенностью – «подвесными полами», под которыми циркулировал горячий воздух.
1  2  3