ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 53

обретенного креста, на пересечении двух линий, соединяющих, с одной стороны, распятие с образом
Святой Девы, а с другой стороны, алтари св. Себастьяна и св. Доминика» (1416 г.)[103].

Самым желанным и самым дорогостоящим местом для погребения был хор близ алтаря, где служат
мессу. Именно богослужения в большей степени, чем покровительство и защита со стороны святого,
делали столь привлекательным захоронение apud ecclesiam, «при церкви». Врач короля Карла VI в
1410 г. завещал похоронить его «в хоре названной церкви, перед главным алтарем». «В хоре церкви
францисканцев Сен-Франсуа в Блуа, около главного алтаря», —указывается в другом завещании
XVI в. Но не всегда приходскую мессу служили на главном алтаре. В подобном случае завещатель
делал иное распоряжение: «в церкви Сен-Мерри, в часовне, где служат приходскую мессу»

(1413 г.)[104].

После хора местом, которого больше всего добивались, была часовня Святой Девы или пространство
вокруг статуи Богоматери. Так, семья вдовы камергера Гийома де Борда избрала себе для погребения
часовню Богоматери в церкви приората Сен-Дидье (1416 г.). Иногда тело клали не в самой часовне, а
перед ней: в 1661 г. жена королевского хирурга выразила желание, «чтобы ее мертвое тело было
похоронено в церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери, ее прихода, перед часовней Святой Девы, в месте, где
похоронена ее покойная мать». Другие варианты: «в церкви названного Монтрёя, в том же месте, где
была погребена его дорогая жена и которое находится перед изображением Девы» (1628 г.); «перед
изображением Божьей Матери в названной церкви» (1621 г.). Каменный образ Богоматери мог быть не
только в церкви, но и на кладбище. Там же могла стоять и часовня Святой Девы, где и просит
похоронить его один завещатель в 1621 г. [105]

Других святых называли намного реже. Иногда их почитали как покровителей той или иной
профессии: в 1604 г. жена садовника избрала себе для погребения место «в церкви Сен-Жерве,
напротив часовни св. Евтропия». В середине XVII в., когда получил особенное распространение культ
св. Иосифа как покровителя благой смерти, стало чаще встречаться в завещаниях указание на часовню
Сен-Жозеф как на желанное место последнего упокоения. По тем же соображениям выбирали и
часовню Воскресения.

После хора, часовни или пространства возле статуи Святой Девы излюбленным местом захоронения
считалось место около распятия. Один кюре в 1407 г. уточнил, что хотел бы лежать после смерти
одновременно «перед распятием и изображением св. Марии». Обычно распятие висело между нефом и
хором; там, «в церкви Сен-Жермен-де-л'Оксерруа, своего прихода, у подножия распятия», наказал
похоронить его один парижский бюргер в 1660 г. Еще лучше было, когда распятие находилось в самом
хоре — о таком распятии в хоре говорится в одном завещании 1690 г. [106]

Наконец, еще одной частой в XVII в. локализацией, встречающейся в завещаниях, является
пространство у скамьи, которую семья завещателя занимала обычно во время богослужений: «в нефе
около скамьи, расположенной в нижней части церкви у одной из колонн башни» (1622 г.); «в церкви
Сен-Николя-де-Шан, их прихода, перед их скамьей в названной церкви» (1669 г.); «в церкви СенЖан-
ан-Грев, его прихода, у его скамьи» (XVII в.)[107]. Любопытно, что и парижские протестанты в эпоху,
когда Нантский эдикт 1598 г. разрешил им более свободно отправлять свой культ, полностью
разделяли это благоговейное отношение к тому месту, где они при жизни внимали литургии; так, Анн
Гэньо, жена Николя де Рамбуйе, умершая в 1684 г., просила похоронить ее на старом шарентонском
кладбище рядом с ее родителями, «напротив того места, где она становилась в храме»[108].

В целом обращает на себя внимание тот факт, что наиболее распространенные в XV—XVII вв. варианты
выбора места погребения связаны с почитанием церковной мессы и Христа, распятого на кресте.

Выбор места, сделанный завещателем, подлежал еще утверждению со стороны клира. Почти всегда это
был вопрос денег, но самые предусмотрительные завещатели готовили и второй вариант на случай,
если церковные власти не дадут согласия на первый. Например: в церкви св. Евстахия, а если этого не
удастся добиться, то в могиле для бедных на кладбище Невинноубиенных младенцев (1641 г.); «в
церкви францисканцев... умоляя кюре церкви Сен-Медерик, своего досточтимого пастыря, согласиться
с этим распоряжением» (1648 г.); «в приходской церкви, в лоне которой названный завещатель окончит
жизнь, если это удобно будет осуществить, если же нет, то на кладбище» (1590 г.); «в церкви Отель-
Дьё... если это возможно, иначе же — в той церкви или на том кладбище, какое выберет дама Марг.
Пикар, моя племянница» (1662 г.); «в церкви монахов-капуцинов... умоляя их отнестись к этому

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости