ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 127

составляет часть религиозной сцены, например стоя у подножия Голгофы, в сопровождении своего
святого патрона.

С XV же по XVIII в. ситуация меняется, и в отличие от Валуа в Сен-Дени или испанских Габсбургов в
Эскориале дожи или торжественно восседают, или чаще всего стоят в полный рост. Выть может,
именно в этой части Италии родилась идея представлять выдающихся государственных деятелей стоя,
а великих полководцев предпочтительно верхом на коне. Как и в Голландии, в Венеции надгробие рано
начинают смешивать с памятником национальному герою. Это смешение еще долго будет сохраняться
в Вестминстерском аббатстве и в соборе Сент-Пол в Лондоне.

Но теперь мемориальная статуя лишь слабо связана с надгробием и уже готова отделиться от него.
Мемориальная функция берет верх над эсхатологической и индивидуализирующей. Начало такой
эволюции положила еще в конце XV в. конная статуя кондотьера Коллеони работы Андреа дель
Верроккьо в Венеции — на открытом воздухе, в центре городской площади. Но это было скорее
исключение. Упорно державшаяся традиция хоронить покойников «у святых», отрицание разделения
двух функций индивидуального надгробия — мемориальной и эсхатологической — породили в
Венеции весьма необычные компромиссы, не нашедшие приверженцев в других местах. В конце
XVII в. статуи или бюсты видимого надгробия стали выноситься наружу и помещаться над входным
порталом церкви, где их могли созерцать все, проходившие мимо. Фасад церкви Санта Мария дель
Джильо целиком покрыт статуями членов семейства Барбаро: вверху видный флотоводец, умерший в
1679 г., со всеми атрибутами его воинской власти, внизу другие члены семьи, исполнявшие уже
гражданские функции и потому облаченные в парики и мантии.

Во Франции XVII столетия статуя также отделяется от надгробия, становясь элементом нового
урбанизма, оформления города, к вящей славе того или иного государя: таковы статуи Генриха IV на
Пон-Нёф, Людовика XIII на нынешней Пляс де Вож, Людовика XIV на Пляс де Виктуар или в Версале.
Отныне статуя предназначается в большей степени для городской площади или пространства перед
дворцом, нежели для надгробия в церкви. Любопытно отметить, что американское общество XX в.
сохранило в Вашингтоне большую верность традиции, соединяющей мемориал (или псевдонадгробие)
и гражданский памятник.

Одна из главных черт мемориального памятника — портретное сходство. Монумент стал статуей.

Тогда же, в XVI-XVIII вв., портрет оказался также вместе с надписью наиболее существенным
элементом обычного надгробия. Не стоящая или восседающая статуя, остававшаяся привилегией
социальной элиты, а бюст или даже только голова. Фундаментальные характеристики личности все
больше сосредоточивались в лице скульптуры. Так «молящийся» был сведен к одной лишь голове.

Получило распространение вертикальное стенное надгробие: в нишу наверху помещена голова
умершего, под ней надпись, и все вместе обрамлено архитектурным орнаментом. Такой тип надгробия,
представленный почти повсеместно, особенно был популярен и лучше всего поэтому сохранился в
Риме. Он придает церквам Вечного города обаяние и живость музея портретов, и притом чудесных
портретов. Когда интерьер церкви погружается в сумерки, все эти скульптурные головы,
располагающиеся одна за другой вдоль стен или у колонн, кажутся выглядывающими из своих ниш,
точно из окон. В зыбком свете свеч желтые пятна играют на безмолвных лицах, контрасты света и тени
выявляют выражение их черт, вдыхая в них жизнь, исполненную неподвижной сосредоточенности.

В ту же самую эпоху лицо нередко заменяется другим, более абстрактным знаком идентичности —
гербом. Происходит это как в католической Испании, так и кальвинистской Г олландии. В таких
случаях надгробие, вертикальное или горизонтальное, состоит из герба и эпитафии.

Эсхатологический смысл «лежащего» и «молящегося»

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости