ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 153

Чувство это не ограничивается часом составления завещания и другими критическими моментами,
когда живые думают о смерти. Оно разлито и пронизывает собой всю повседневную жизнь. Люди

XV    в. любили окружать себя в своих комнатах и кабинетах картинами и всякого рода предметами,
внушавшими мысль о быстротечности времени. В духе благочестивого морализма их называли
vanitates, «суетности». «Суетности» XVI-XVII вв. — в XVIII в. они становятся все более редкими —
представляют собой комбинацию двух элементов: анекдотического (сюжет и тема — портрет,
натюрморт и т. п.) и символического (образы времени и смерти). Замкнутые прежде в религиозной
сфере (стены церквей и погребальных галерей, гробницы, страницы часословов), образы искусства
macabre выходят вскоре за эти рамки, проникая в интерьеры домов. Секуляризованные, они составляют
отныне часть домашнего декора — там, разумеется, где достаточные материальные средства делали
возможными отдельное от других, частное существование и декор. Но некоторые гравюры попадали и
в залы коммунальных учреждений, средоточий коллективной жизни.

Перейдя из церкви и с кладбища в частный дом, искусство macabre изменило форму и смысл. Его тема
уже не изображение подземных процессов разложения и тления. Наводящий ужас труп, который
грызут черви и растаскивают на части змеи и жабы, вытесняется чистым, сияющим белизной скелетом,
той morte secca, «сухой смертью», которой еще сегодня играют дети в Италии в день поминовения
усопших. Скелет уже не столь страшен, уже не зловещее орудие дьявола. Скелет всего лишь finis vitae,
«конец жизни», символ — сегодня божественного Провидения, завтра всемогущей природы. В
аллегориях скелет свободно заменяют изображения Времени — доброго почтенного старика без всяких
подозрительных задних мыслей. На ретаблях алтарей Время часто приходит на смену святому
покровителю, стоящему за спиной коленопреклоненного донатора (как в брюссельских церквах

XVI    в.). На надгробиях XVIII в. в сценах апофеоза место ангелов, возносящих к небу изображение
умершего, занимают фигура Времени или скелет (как на симметричных надгробиях двух братьев в
церкви Джезу-эМариа ди Корсо в Риме). Внушать страх призваны теперь серая или черная тень без
плоти или задрапированный призрак, а не скелет.

Для того чтобы исполнять свою функцию, скелет не обязательно должен быть представлен целиком.

Он расчленяется, и каждая его кость обладает символической ценностью всего целого. Кости легче
помещать на небольшой картине или на поверхности какого-либо предмета. Их размеры и
неподвижность позволяют им не нарушать внутреннего равновесия маленького мира комнаты или
кабинета, которое могло бы пострадать от экстравагантного присутствия оживленного художником
скелета. Череп или берцовые кости вступают в комбинации с другими знаками: песочные часы, коса
Смерти, лопата могильщика. Знаки эти овладевают не только надгробным искусством, но и
маленькими предметами, повседневно бытующими в интерьере дома, — «суетностями».

Таким предметом мог быть портрет. Теперь, когда модель представлена уже не в сакральной позе
коленопреклоненного «молящегося», ее и в живописи, и в скульптуре изображают перед человеческим
черепом или с черепом в руке. Череп замещает собой религиозную сцену, соединявшуюся прежде с
изображением донатора. Выть может, здесь имитируется иконография кающихся святых в пустыне:
череп и раньше был непременным атрибутом сцен со св. Марией Магдалиной и св. Иеронимом.

Портрет с черепом очень часто встречается в это время. Быть может, я ошибаюсь, но мне кажется, что
череп чаще находится в руке мужчины, нежели женщины. Этот тип портрета особенно распространен
на стенных надгробиях XVI в., прежде всего на надгробиях гуманистов, как, например, Й.Ценера в
Берлине, где покойный держит в левой руке череп, а в правой часы — символ скоротечности жизни.

Человек может держать в руке череп на групповых портретах. «Портрет семейства» Яна Моленаара
(1635 г.) в Рейксмюзеюме в Амстердаме представляет собой аллегорию возрастов жизни: старость
олицетворяют женщина с книгой и мужчина с черепом в руках. Череп и скелет выступают повсеместно
как атрибуты старости. Особенно часто их можно было встретить в кабинетах, ведь сидячая жизнь,
исполненная чтения, медитации и молитвы, считалась принадлежностью зрелого и преклонного
возраста, тогда как физическая активность — охота, война, торговля, полевые работы — подобала
людям в расцвете лет, как любовь — юности. На весьма распространенных тогда гравюрах на тему
«ступеней жизни» последняя фаза человеческого существования нередко представлена изображением
скелета. Присутствие скелета или черепа делает портрет «суетностью», занимающей промежуточное
положение между жанровой сценой и аллегорией и вдохновляющейся противопоставлением
молодости и старости, жизни и смерти.

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости