ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 203

загробном блаженстве у героини «Джейн Эйр» так велика, что позволяет ей совершенно безропотно
выносить несправедливость и жестокость мира земного. Никогда еще христианство не подчеркивало с
такой силой долг пассивного, смиренного претерпевания земной жизни без всякой надежды на
воздаяние уже в этом мире, как в повести Шарлотты Бронте.

Эти французские, английские и американские тексты позволяют нам с достаточной ясностью
представить себе, как сформировались все необходимые условия для развития и распространения
спиритизма. Римско-католическая церковь сопротивлялась, сколько могла, этому нашествию
потустороннего мира в форме спиритизма. Большое число благочестивых католиков умирало в
убеждении, что вновь встретят на небесах тех, кого любили и почитали на земле. Но сама церковь
проявляла в отношении этих верований большую сдержанность, не поощряла никак эти чувства и
ограничивалась молитвами за души, обретающиеся в чистилище, к чему мы еще обратимся ниже. Ни
эти молитвы, ни видения мистиков не могли, однако, рассеять беспокойство, связанное с расставанием
в час смерти с теми, кто дорог сердцу. Поэтому многие отвернулись от классической христианской
эсхатологии и принялись строить — иногда в лоне церкви, но чаще вне ее, а подчас и против нее —
обширную систему познания потустороннего существования и общения с умершими — спиритизм.

Первые спиритические сеансы с их привычными верчением столов и вызыванием духов усопших
начались в 1848 г. на ферме Фоке в штате Нью-Йорк. Бывший министр короля Луи-Филиппа, граф
Аженор де Гаспарен, протестант, не побоялся опубликовать книгу, удостоверяющую при помощи
многочисленных свидетельств реальность этих необыкновенных явлений. Находясь в 1852 г. в
изгнании на острове Джерси, Виктор Гюго был приобщен госпожой де Жирарден к спиритизму и стал
его горячим приверженцем[306].

Первоначально спиритизм был прежде всего религией посмертного существования, своеобразным
отростком религии спасения, какой является христианство. Впоследствии он секуляризировался, и хотя
религиозный аспект не исчез полностью (мы связываем с ним тот интерес, который проявлял к
спиритизму французский религиозный философ и писатель Габриэль Марсель), возобладал подход,
сам себя представляющий как научный. Уже в 1852 г., сообщает Морис Лануар, Эдмунд Уайт Бенсон,
позднее ставший англиканским архиепископом Вестминстерским, основал в Кембридже ученое
общество для изучения сверхъестественных явлений в духе, свободном от всякого религиозного или
спиритического догматизма, и в соответствии с методами строго научными. Через 30 лет оно
превратилось в Общество психических исследований, которое главным образом и провело
демаркационную линию между собственно спиритизмом с его религиозными корнями и новой наукой,
названной впоследствии знаменитым французским врачом Шарлем Рише метапсихикой, а сегодня
чаще называемой парапсихологией.

Агностическое познание сверхъестественных явлений отдалилось от исходной эсхатологической
озабоченности спиритов и уже не ставило своей целью изучение рая и того, как там живется умершим.
Однако надежда пережить смерть и ожидание счастливых встреч и воссоединений на том свете
продолжали оказывать влияние на направление исследований. Сам Шарль Рише в книге о
предчувствии приводит случай, весьма похожий на те, что мы уже находили в американской
литературе утешения. Некая девочка трех лет и трех месяцев как-то раз после смерти тети, которая ее
обожала, подошла к окну, поглядела пристально и воскликнула: «Мама, смотри: тетя Лили зовет
меня». Это повторялось много раз.

Три месяца спустя малышка заболела и стала говорить матери: «Не плачь, мама: тетя Лили зовет меня.
Как красиво! С нею ангелы!» Вскоре девочка умерла. Занимавшийся метапсихикой врач признает, что
невозможно отрицать некоей объективной реальности призраков, сверхъестественных существ,
которые в момент смерти оповещают человека о приходе конца. Правда, замечает Рише, призрак
является лишь ребенку, а другие персонажи этой истории его не видят. Отметим кстати, что в
американских документах, собранных Энн Дуглас, речь почти всегда идет о детях: в буржуазных слоях
общества XIX в. смерть ребенка стала наименее терпимой из всех смертей. Рише продолжает: «Нет
ничего абсурдного в предположении, что дети в своего рода трансе агонии, или, если угодно,
спиритическом трансе, могут замечать существа, которых другие присутствующие не видят».

Перед нами иллюстратор трактата о прекрасной смерти, но не XV. a XIX-XX вв., наполняющий
комнату умирающего родными и друзьями в виде духов, отделившихся от тел и явившихся из мира
иного, дабы присутствовать при его кончине и сопутствовать его душе в начале ее потустороннего

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости