ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 221

Другой поданный генеральному прокурору «мемуар» еще сильнее подчеркивает гражданские функции
кладбища. Цель «катакомб» — воздавать почести умершим, как это делалось в античные времена.
Некрополь должен был состоять из двух галерей: одной круглой и одной прямоугольной, так, чтобы
круг был вписан в квадрат. В центре — не обелиск, а часовня. Между часовней и круговой галереей
хоронили бы людей церкви. В самой круговой галерее, которая была бы классическим портиком с
мавзолеями, должны были лежать лица знатные и высокопоставленные. Квадратная же галерея,
примыкающая к стене кладбища, отводилась «гражданам низшего ранга» — представителям средних
слоев. Они также имели бы отдельные погребения, но их надгробные памятники были бы более
скромными. Нетрудно заметить, насколько оба проекта остаются верны идее стенного надгробия.
Надгробие ставится у стены, под портиком. Мы помним, что на английских кладбищах того времени
headstones устанавливались прямо на земле под открытым небом, как и на современных нам
некрополях. Во Франции этому типу надгробного памятника предстояло еще утвердиться.

Пространство между круговой и квадратной галереями представлялось автору засаженным цветами и
деревьями: там должны были находиться общие могильные ямы, целомудренно названные в проекте
«погребения для бедных». Красота надгробных памятников и садов должна была придать кладбищу
классическую гармонию, так ценившуюся в XVIII в. Эти «катакомбы», предсказывает автор
«мемуара», станут достопримечательностью Парижа, и приезжие будут посещать их ради них самих,
как питомник прекрасных растений и собрание шедевров скульптуры и архитектуры. Так рождается
идея визита на кладбище ради самого кладбища, становящегося не только местом памяти об усопших,
но и музеем изящных искусств и прославленных имен.

И беднякам не на что будет пожаловаться. Их братские могилы будут располагаться на обширной
территории, украшенной цветами и деревьями. Эти посадки служат как для организации пространства,
так и для оздоровления воздуха. Двадцатью годами раньше полицейские власти запрещали на новых
кладбищах сажать деревья именно потому, что они препятствовали циркуляции воздуха. Теперь
предусматривается с помощью деревьев сделать кладбищенский воздух чистым и здоровым. Что это —
прогресс верь; в доброту природы?

Таким же садом, полным надгробных памятников, представляется идеальный некрополь и в третьем
проекте. Оригинальность его состоит, в частности, в том, что в нем предусматривается перенести на
новое кладбище за городом и погребения королевской семьи. Они должны будут образовать
центральную часть кладбища. Вокруг них — могилы знати и «великих людей нации, заслуживших это
славное отличие, как то практикуется в Англии в Вестминстерской церкви; могилы их будут увенчаны
статуями». Еще дальше будут сооружены две маленькие церкви «для частных похорон», шесть
пирамид и около 2000 небольших часовен, предназначенных для отдельных погребений для тех «домов
или семейств, которые пожелали бы приобрести их навечно». Здесь впервые высказывается идея
участков кладбища, навечно закрепленных за тем или иным семейством. В следующей, еще более
отдаленной, зоне некрополя предусмотрено устройство 13 больших братских могил для бедняков.

Совершенной новинкой, выражавшей иную, чем прежде, концепцию погребения, была последняя,
примыкающая к стенам часть кладбища, предназначенная для могил, уединенно расположенных на
природе: нечто вроде парка, «где все, кому пришла бы фантазия построить живописную гробницу,
могли бы это сделать, купив за определенную сумму необходимый участок земли». Эта часть была бы
засажена тополями, кипарисами и другими высокими деревьями, «так чтобы они скрывали от глаз
памятник, что создавало бы одну из редчайших картин, какие может породить воображение, картину
тем более богатую, что все до сих пор известные надгробия могут быть собраны здесь вместе». Вот он,
музей надгробий, о котором мы говорили выше. Поэтому-то впоследствии на кладбище Пер-Лашэа
перенесут надгробия Абеляра и Элоизы, надгробие Мольера. Такое кладбище, заключает автор
третьего проекта, «представляло бы одновременно собрание великих людей и шедевров знаменитых
художников: памятников, которые сейчас разбросаны в различных местах и из-за трудного доступа к
ним мало кому известны, но которые станут доступны всему свету».

Анализ этих трех проектов позволяет нарисовать образ того кладбища, какого хотели во Франции
накануне революции. Прежде всего, оно воспроизводит в своей топографии социальную структуру
общества. Все объединены в одной ограде, но у каждой группы есть свое место: королевекая семья,
люди церкви, знать, выдающиеся люди нации, богачи, бедняки. Кладбище символизирует в миниатюре
все общество. Кроме того, оно является галереей прославленных имен, как Вестминстерское аббатство
в Лондоне или — позднее — Пантеон в Париже. Наконец, кладбище — это также музей изящных

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости