ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 222

искусств, доступный самой широкой публике, а не отдельным избранным любителям прекрасного. Нет
общества без искусства, и место искусства — в обществе. Но ни общество, ни искусство не должны
быть отделены от природы и ее бессмертной красоты. Кладбище становится парком, английским
парком, засаженным высокими деревьями. Напротив, семейному культу мертвых, отношениям между
покойным и его близкими не уделяется никакого внимания. Публичное безраздельно господствует на
таком кладбище над частным, семейным.

Реформа кладбищ началась в 60-е гг. XVIII в. по соображениям чисто медицинским и полицейским. От
идеи общественной гигиены вскоре перешли к идее гражданственного назначения некрополя: город
мертвых, отражение в миниатюре общества живых. Вся эта эволюция совершилась вне церкви, хотя
духовенство не было забыто и ему отведено почетное место в кладбищенской иерархии во всех
проектах. К тому же священникам предстояло играть активную роль в обслуживании погребального
обряда и поддержании кладбищ. Но роль их становится скромной, скрытой, подобной той, которую
должен был играть гражданский чиновник. Идеологическая же концепция нового кладбища была
чужда всякой метафизике традиционного богословия с его приматом спасения души.

Отталкивающая реальность: мертвые на свалке

Революционная буря увлекла в небытие все эти прекрасные проекты. Однако после Термидора вещи
снова встали на свои места, и с этих пор национальные и департаментские ассамблеи. Конвент,
Директория, а затем консулы не переставали тревожиться по поводу состояния кладбищ, ставшего
позорным и нетерпимым. На новых общих кладбищах, созданных после закрытия Сент-Инносан и
других старых некрополей, не было устроено ничего для индивидуальных погребений, и мертвецов,
вывезенных из города, зарывали в общую яму, ничем не лучше той, что была на кладбище
Невинноубиенных младенцев. В отчете, представленном в 1799 г. центральной администрации
департамента Сена, гражданин Камбри не может сдержать своего возмущения: «Ни один народ, ни в
одну эпоху не оставлял человека после смерти в столь жестокой заброшенности.

Как! Это священное существо, мать наших детей, моя нежная подруга жизни (...) завтра будет отнята
от меня и отвезена в непристойную клоаку, где будет лежать рядом поверх самого низкого, самого
мерзкого негодяя».

Другой автор, Амори Дюваль, публикует в 1801 г. диалог нескольких персонажей на эту тему. Разговор
происходит на лоне природы, далеко от Парижа, в тени двух кипарисов, где похоронен брат владельца
имения. «Блажен, кто может прийти пролить слезу на могиле существа, которое он любил! Перед нами

— новый мотив посещения кладбища, еще неведомый авторам 60 — 80-х гг. XVIII в. «Увы, я лишена
этого мучительного удовольствия! — восклицает Эфразина. — Мой супруг был зарыт в общей могиле.
Мне помешали сопровождать его тело». Ясно, что в революционное время церковной церемонии не
было, а провожать гроб на отдаленное кладбище родственникам близким не полагалось. «Несколько
дней спустя я захотел посетить место, где он был похоронен. (...) Мне показывают огромную яму,
трупы, сваленные в кучу. (...) Я до сих пор еще содрогаюсь от этого. Мне пришлось отказаться от
могилы и найти место, где покоится его прах»[327].

Перенесение тела на кладбище тот же автор описывает так: «Эти люди, несущие усопших из города на
общее кладбище, по дороге часто напиваются пьяными, затевают ссоры или же, что возмущает еще
больше, весело распевают, и гражданский чиновник, их сопровождающий, не в состоянии заставить их
замолчать»- Чиновник, который и отныне заменил священника в похоронной процессии, действовал,
очевидно, не более эффективно, чем его предшественник. Такую же картину рисует за два года до
этого в своем отчете Камбри: «Когда переносили покойника к месту погребения, я видел, как наши
носильщики заходили в кабак, бросив перед дверью доверенные ему скорбные останки,
прополаскивали глотку обильными порциями водки», а если «безутешные родные умершего» бывали
там же, то заставляли их пить вместе с ними и «платить за эту кощунственную выпивку». Это стало
темой парижского фольклора тех лет. Рассказывали, что, когда актер Брюне из труппы Пале-Руаяль

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости