ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 235

Поэтому кладбище является естественным пейзажем, и его стали называть rural cemetery, деревенским,
кладбищем на лоне природы. Впоследствии это название закрепилось за всеми некрополями,
созданными в подражание МаунтОбёрн. Кроме того, это кладбище является средоточием патриотизма
и гражданственности, о чем также говорилось в инаугурационной речи. Оно должно было давать
ощущение исторической преемственности, вечной укорененности каждого члена общины в
социальном целом, sense of perpetual home. «Никто никогда не забудет место, где похоронены его отец,
его друзья, если это место способно тронуть сердце своим очарованием и удовлетворить вкус», —
пишет один американский автор в 1855 г. Наконец, rural cemetery — школа нравственности: оно
каждого, и особенно молодых, делает мудрее и серьезнее.

Первоначально обе модели кладбища не так уж сильно отличались одна от другой. И Пер-Лашэз, и
Маунт-Обёрн — это сады с надгробными памятниками. Но постепенно эти модели будут развиваться в
расходящихся направлениях, соотношение природы и искусства в них сложится по-разному. На старом
кладбище Маунт-Обёрн, как и на всех rural cemeteries того времени, надгробия представляют собой или
неоклассические стелы, headstones, часто сгруппированные в металлической ограде, как на сельских
или частных кладбищах, или же реалистические статуи, похожие на те, что появлялись с середины
XIX в. на кладбищах Франции и Италии: бюсты мужчин, фигуры спящих детей, которых обнимает
печальная мать, ангелы, женщины в молитвенной позе и т. п. [340]

В Америке во второй половине XIX в. — начале XX в. соотношение природы и искусства на кладбище
изменяется в пользу первой. Металлические ограды, решетки исчезают. Люди отдают простым
традиционным headstones предпочтение перед пышными скульптурами, кажущимися американцам
претенциозными. Уже в нашем столетии на смену headstones придет еще более скромная каменная или
металлическая плита, лишь обозначающая место погребения. Отныне ничто объемное не будет
отвлекать глаз и нарушать ровную гладь зеленого газона. Так совершился переход от rural cemetery
XIX в. к lawn cemetery века нынешнего: обширная ровная лужайка, где маленькие надгробные плиты
едва заметны в траве. Постепенно американское кладбище все больше утрачивает облик churchyard и
все сильнее походит на большой сад. Вот почему, в частности, именно кладбище послужило образцом
для городских парков, таких, как Сентрал-парк в НьюЙорке, созданный в 1856 г. [341]

Напротив, на Пер-Лашэз природа отступает перед искусством. Это кладбище также было
первоначально обширным парком, как и Маунт-Обёрн, но уже тогда монументы играли там
значительно большую роль. Если в самой старой части парижского кладбища еще сохраняется вид и
дух парка, то в части более поздней, расположенной ниже и более плоской, надгробия стоят,
прижавшись одно к другому, и ничто больше не напоминает о парке. Экспансия камня началась на
Пер-Лашэз еще в первой половине прошлого века, причем современники вполне сознавали различие
между двумя моделями кладбища, и сторонники rural cemetery ставили Пер-Лашэз в упрек помпезность
и претенциозность его надгробных памятников.

Модель rural cemetery охватила широкий географический ареал в Америке, Англии (Эбни-парк в
Лондоне 1840 г.) и на Европейском континенте. Уже на многих кладбищах того времени надгробия
растворяются в пейзаже, сливаясь с обширной зеленой лужайкой. Прелестная картина в новом музее в
Бресте во Франции изображает визит на могилу поэта Перси Б.Шелли на чудесном протестантском
кладбище в Риме на Пьяцца Остиенсе: оазис романтизма в городе барокко и классицизма, rural
cemetery в миниатюре. Американской живописи также хорошо знакома тема визита на кладбище. Так,
на простодушной картине середины XIX в. в музее Уолтере в Балтиморе мы видим людей,
прохаживающихся среди надгробных стел на lawn cemetery.

Эта модель полностью возобладала в Северной Америке и в Великобритании. Образцом же новых
городских клец бшц в континентальной Европе послужила поздняя часчь Пер-Лашэз и кладбища
Монмартра и Монпарнаса в Париже. В католических и части протестантских стран камекные
монументы занимают мало-помалу все свободнее пространство некрополя. Эти кладбища были
источником вдохновения скорее для скульпторов, чем для художниковпейзажистов, предпочитающих
кладбище на лоне природы, утопающее в зелени и цветах. Во французской живописи я гравюре XIX в.
получил распространение жанровый сюжет: коллективное паломничество на кладбище в день Всех
Святых — день поминовения усопших. Семьи в трауре собираются под осенним дождем на могилах
близких, в Бретани вдовы молятся перед пустой могилой моряков, погибших в море.

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости