Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 20

погребальном комплексе, которое может быть как традиционно фиксированным (например, сосуд у
головы или, напротив, у ног погребенного), так и нефиксированным, и соотноситься с элементами
самого погребального сооружения, и/или с останками погребенного, и/или с элементами до
полнительной структуры.

Формы организации дополнительной некрологической структуры во многом обусловлены теми же
обстоятельствами, которые определяют морфологию внешней структуры погребального комплекса и
зависят от функции, которую выполняет та или иная дополнительная структура.

Из приведенной выше дефиниции, которая представляет погребение как систему, т.е. совокупность
различных компонентов, объединенных в единое целое, явствует, что внутренняя структура
погребального комплекса (останки погребенного) является как бы организующим началом всей
системы, ее сакральным центром, и в то же время ее конечным результатом (альфой и омегой
погребального комплекса), придавая системе цельность и ценностный смысл.

Однако это утверждение верно лишь наполовину, так как касается в основном одиночных захоронений
или неодиночных, но единовременно совершенных.

В случае же продолжительных последовательных погребений, очевидно, происходит переориентация
организующей функции с останков умершего(ших) на погребальное сооружение, которое и
превращается в основное организующее начало. Другими словами, не пространство организуется
вокруг погребенного, а останки размещаются в зависимости от условий, «предъявляемых»
пространством, заполняя его свободные «ячейки».

Надо отметить, что «деиндивидуализация» (обезличивание) происходит практически повсюду, где
имеют место постоянные подхоронения, причем не только на уровне отдельного погребального
комплекса, но и на уровне более широкой тафологической системы: могильника, некрополя, кладбища,
колумбария и др. Вообще говоря, повсюду, где какое-то явление принимает массовый характер,
происходит деформация индивидуально организованных структур, а также нарушение связей между
отдельными их компонентами и внутри этих компонентов и даже частичное, а иногда и полное их
разрушение.

Подчеркнем, что схема развития «могильника» как совокупности нескольких погребальных комплексов45
такая же, как и у любой другой развивающейся системы, вынужденной функционировать на ограничен
ном пространстве46, т.е. с определенного момента (достижение «критической массы») возникновение
новых структурных единиц может проис-
2*    35

ходить только за счет деформации либо разрушения старых структур или их отдельных компонентов.
Прежде чем перейти к описанию функций, выполняемых компонентами погребального комплекса,
необходимо хотя бы вкратце коснуться наиболее значимых вариантов представлений о «посмертном
существовании», которые могут оказывать непосредственное влияние на морфологию погребения. Как
уже говорилось, в основе похоронных обрядов лежат три разнящиеся системы взглядов, которые в
самом общем виде можно сформулировать следующим образом:

1)как    концепцию продолжения телесного («живой мертвец») или «духовно-телесного» существования
как в потустороннем, так и в посюстороннем мире (существования главным образом в его земном,
«материальном» воплощении);

2)    как концепцию перехода к иным (неземным, т.е. специфически потусторонним), чаще всего
бестелесным формам существования;

3)    как концепцию прекращения и духовного, и телесного существования умершего (последнее — с
несущественной поправкой на пребывание его бренных останков в изолированном состоянии в соответ
ствующем месте на кладбище).

Первая концепция, как правило, вызывает действия, направленные на возможно более полное и
длительное сохранение внешней целостности тела умершего47, и соответственно воздействует на
формы организации всех структур погребального комплекса. Вторая и третья концепции либо вызывают
безразличное отношение к долговременному сохранению целостности тела умершего, либо побуждают
к акциям, направленным на возможно более полное его разрушение, что также накладывает отпечаток
на морфологию погребения, причем в одних случаях (концепция «перехода») это делается в целях
«освобождения духа из темницы тела»48, а в других (концепция «прекращения существования») — как
правило, в целях минимизации всякого вида затрат на некрологические операции, по крайней мере на
стадии предваряющих и завершающих циклов.

Сообразно этому наиболее сложную структурную организацию погребальный комплекс приобретает в
случае воплощения идеи «продолжения (земного) существования», когда устроители погребения всеми
доступными им средствами пытаются наиболее полно обеспечить умершего (естественно, в
соответствии с его социально-имущественным статусом и/или его заслугами перед социумом) в его
«вечной жизни», создать все условия для его «комфортного» пребывания в «загробном мире», а иногда
и воспроизвести их в прижизненной форме49. Ярчайшим отражением этого являются «неприступные»
(иногда колоссальные, явные и потаенные) гробницы, возведенные для фараонов, ванов и других
властителей восточных деспотий и их сановников. Эти монументальные усыпальницы (если они не
ограблены) бывают просто переполнены посмертным инвентарем (живым: растения, животные, люди;
мертвым: орудия, украшения, утварь и вотивным: копии, ма-
36

кеты, модели50); ср., например, погребальный комплекс «Желтого императора» (Цинь Шихуана, 259—







Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости