Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 35

Все их к одру прислонив; четырех он коней гордовыйных
С страшною силой поверг на костер...

Девять псов...

Двух из них заколол и на сруб обезглавленных бросил,

Бросил туда ж и двенадцать троянских юношей...

Медью убив их...

... и огонь загремел, пожиратель.

Ветры всю ночь волновали высоко крутящеесь пламя...

В час, как утро земле возвестить, Светоносец выходит...

Сруб под Патроклом истлел, и багряное пламя потухло....

„Время костер угасить; вином оросите багряным

Все пространство, где пламень пылал, и на пепле костерном

Сына Менетия мы соберем драгоценные кости,

Тщательно их отделив от других; распознать же удобно.

Друг наш лежал на середине костра; но далёко другие
С краю горели, набросаны кучей, и люди, и кони.

Кости в фиале златом, двойным покрывши их туком,

62

В гроб* положите, доколе я сам не сойду к Аидесу.

Гроба** над другом моим не хочу я великого видеть,

Так, лишь пристойный курган, но широкий над ним и высокий
Вы сотворите... "

Сруб угасили, багряным вином поливая пространство
Все, где пламень ходил; и обрушился пепел глубокий;

... белые кости

В чашу златую собрали и туком двойным обложили;

Чашу под кущу*** внеся, пеленою тонкой покрыли;

Кругом означили место могилы и, бросив основы
Около сруба****, поспешно насыпали рыхлую землю,

Свежий насыпав курган...» [Гомер. Ил. xxiii: 164—257]».

Далее Гомер описывает различные состязания: конные ристания, кулачный бой, борьбу, бег, поединок на копьях,
метание тяжести, стрельбу из лука. Постпохоронные «игры» вообще широко распространены по всему свету87, как,
впрочем, и предпохоронные.

III

«И есть у эстов обычай, что когда человек умирает, он лежит в [своем] доме, несожженный, со
своими родственниками и друзьями месяц, а иногда и два. А король и другие люди высшего
сословия — еще дольше, в зависимости от того, насколько они богаты; иногда они остаются
несожженными в течение полугода. И они лежат на земле в своих домах. И все то время, пока
тело находится в доме, они (эсты? родственники и друзья? — Ю.С.) должны пить и
участвовать в состязаниях до того дня, когда его сожгут.

И есть среди эстов племя, которое может создавать холод; и поэтому покойник лежит так
долго и не разлагается, ибо они навлекают на него холод...

(Возможно, здесь и выше — по догадке М.Г.Гусакова — речь идет о предпо-хоронном сохранении тела в обычном
леднике: Ледник и ледник... ледбвня — погреб со льдом, яма со срубом и погребницею, набитая льдом или снегом...
[Даль. Т. II, с. 244]-Ю.С.).

Затем в тот день, когда они понесут его на костер, они делят его
имущество...

И когда его имущество таким образом разделено, его выносят и сжигают с его оружием и
одеждой» [Топоров В.Н., 1990, с. 14—15]

* гроб — ничем не обоснованная вставка Н.Гнедича. Речь идет лишь о сохранении до поры праха Патрокла в урне,
см. ниже. ** тйцро1 )  — «могильный курган». *** OKI\V([ — «шатер»; церк.-слав — «куща».

**** Обложив остатки погребального костра камнями и насыпав курган (о%а) над местом сожжения со всем

содержимым, кроме останков Патрокла.

63

IV

"Здесь каждый раз, когда у них (скифов. — ю.с.) умирает царь, они роют в земле большую
четырехугольную яму. Когда же она готова, берут труп, тело натирают воском, живот, разрезанный и
очищенный, заполняют нарезанным купырем, благовониями, семенами сельдерея, аниса, зашивают и
увозят тело на повозке к другому племени... Оттуда труп царя увозят на повозке к другому племени... (И
так, обойдя все подвластные царю племена. — ю.с.) ...прибывают к могилам. И затем, опустив тело в
могилу на подстилку из соломы, воЪснув копья по обеим сторонам трупа, кладут сверху бревна и потом
покрывают камышовой плетенкой. В свободном пространстве могилы они хоронят, удушив, одну из
наложниц и виночерпия, и повара, и конюха, и слугу, и вестника, и лошадей, и начатки всего остального, и
золотые чаши89... Сделав это, они все насыпают большой курган, соревнуясь между собой и стремясь
сделать его как можно выше.

По истечении года они опять делают следующее. Из оставшихся служителей берут самых подходящих...







Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости