Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 46

Первые безусловные свидетельства относятся ко времени ~ 300-ты-сячелетней давности [Смирнов
Ю.А., 1987], последние — к концу XX в. [Иванова Л .А.; Силлер Х.П.; Циганов М. и др.].

3    Первые безусловные свидетельства относятся ко времени ~ 100-ты-сячелетней давности [Смирнов
Ю.А., 1991].

4    Древнейшие из письменных источников, отражающие появление представлений о загробном мире,
датируются началом III тыс. до н.э., т.е. относятся к моменту возникновения письменности («тексты
пирамид» [ИВЛ. Т. I, с. 572]).

5    Для атеистического сознания характерно принятие первого варианта (Жизнь—Смерть—Жизнь), но
только в снятой форме, в форме сохранения социальной (генетической, исторической, культурной)
памяти об умершем, т.е. тоже продолжение («продление») его земного существования
(реинкорпорация).

6    Значение термина «ритуал» (от лат. ritus; вед. rta-, восходящее к и.-евр. *аг- "(при) соединять",
"пригонять (друг к другу)", "прилаживать", "устраивать", "связывать"... др.-греч. ap-rwco "приводить в
порядок"... (вплоть до лат. ars/art-/ "искусство", др.-греч. 4p|j.ovla "гармония", но и "соединение", "связь",
"порядок"... др.-в.-нем. rTm "ряд", "число"...) — "устраивать", "связывать", "соединять", "выстраивать в
ряд", "приводить в порядок"; соответствует слав. *obredb, рус. обряд..' [Топоров В.Н., 1988, с. 26, 27]; см.
также [Фасмер. Т. Ill, с. 536].

7    Весьма показательным в этом отношении является хеттский термин, обозначающий смерть царя:
«Ритуал начинается с описания того, как в столице Хеттского царства Хаттусасе вводится траур, после
смерти царя, которую обозначают всегда эвфемистически: sail is yastais "великий грех" (букв, "великий
пробел": хет. yastai- "грех, пустота", yast-ul "грех" соответствуют лат. uast-us "пустой" по Ларошу, ср.
значение "потеря, пропажа" у аккад. HJTTU = yastul; salli- "великий, большой" в значительном числе
хеттских конструкций имеет терминологическое значение "царский, относящийся к царю",
следовательно, все сочетание в целом можно было бы перевести "царское опустошение" — место царя
оказывается пустым) [Иванов Вяч.Вс., с. 6; см. также: Гамкрелид-зеТ.В., Иванов Вяч.Вс., с. 822—823].
Здесь же небезынтересно заметить, что слово труп, возможно, родственно греческим словам (тршгт) —
"дыра", Tpuirdo) — "сверлю") и означало ««пустота, гниль, ломкое, крошащееся дерево, колода» [Даль.
Т. IV, с. 437; Фасмер. Т. IV, с. 109].

83

• Отношение к «асоциальным элементам», чужакам, самоубийцам и пр. может быть отлично от
конкретного стереотипа (см., напр., [Пентикайнен Ю.] или классическую работу Д.К.Зеленина «Умершие
неестественной смертью и русалки»), а действия — противоположны общепринятым (например,
вывешивание тела вора на городской стене [Геродот. II: 121], или наложение запрета на погребение
тела врага [Софокл], или погребение его (врага) в «презренном» месте (например, захоронение
опальных царевича Алексея, его жены и сестры Петра I под лестницей на колокольню
Петропавловского собора в Петербурге [Крупова Р.Е., Лурье Л.Я., с. 219, 228]), или же сожжение тела
Лжедмит-рия I и выстреливание его прахом из пушки, ослепление и утопление И. Болотникова,
расчленение тел Разина, Пугачева и казненных декабристов [Коновалова Ж.Ф.]).

8    одном из разделов Артхашастры (IV в. до н.э. — II—III вв. н.э.) сказано: «Если кто-нибудь совершит
самоубийство... то (трупы) таких лиц следует передать чандале, чтобы он выволок их за веревку по главной улице, и
никаких похоронных обрядов для них и связанных с ними иных действий совершать нельзя. Если же какой-либо
родственник их будет совершать погребальные обряды, то он пойдет тем же путем впоследствии...»

[АРТХАШАСТРА, с. 240].

Весьма интересен также материал, собранный Ф.Арьесом в главе «Проклятое погребение» и
касающийся средневековой Европы [Арьес Ф., с. 71—79].

Иногда подобное отношение к «неприятелям» [Страбон. VI: 8] распространяется не только на труп, но и
на кости: «Так, у австралийского племени luritcha старательно уничтожают кости врагов... Примерно так
же поступил и Ашшурбанипал (VII в. до н.э.): „Я взял кости царей Элама и увез их в другую страну, я
вселил беспокойство в их души и лишил их заупокойных жертв и возлияний". Мало того, в Ниневии
побежденные цари заключались в железные клетки, и их заставляли крошить и толочь в порошок кости
своих предков как самое ужасное наказание для потомков» [Штернберг Л.Я. с. 302]. (Ср. поведение
царя Иосии в отношении костей служителей языческого святилища в Вефиле [4 Цар. 23:16].)
Примечательна и история, связанная со стрелецким бунтом, переданная С.М.Соловьевым: «...у Петра
(узнавшего об измене Милослав-ского. — Ю.С.) отуманилась голова; ему захотелось достать Ивана Ми-
лославского, хотя мертвого... и в то время к казни из могилы выкопан мертвый боярин Иван Мих.
Милославский и привезен в Преображенское на свиньях, и гроб его поставлен был у плах изменничьих,

и, как головы им секли, кровь точила в гроб на него, Ивана Милославского. Головы изменничьи были
воткнуты на рожны столба, который был построен на Красной площади» [Соловьев С. М., с. 530].

9    Об «отклоняющихся» формах отношения к умершему, не подчиняющихся существующей
(традиционной) парадигме, и о соответствующих формах обращения с умершими см. далее в
тексте и примеч. 31.

10    Например, распространение в христианской среде обряда кремации в XIX в. (отменен — под угрозой
смерти — Карлом Великим в IX (?) в. [БлаубергМ., с. 709]), явно противоречащего теологической
концепции смерти-воскресения, но соответствующего демографическим нуждам [Блауберг М., с. 709—
712].

84

В ряде случаев запреты распространяются и на имущество умершего (которое иногда сжигается,







Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости