Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 190

А. Пушкин

О подобного рода обращении с телом умершего было известно еще во времена Геродота. Речь идет о
гробницах эфиопов, «которые, гово-
86

рят, делаются из прозрачного камня вот каким образом. Сначала тело покойника высушивают по
египетскому способу или как-нибудь иначе. Затем его покрывают гипсом и со всех сторон
разрисовывают красками, так что мумия по возможности правильно передает черты умершего.

Наконец, мумию помещают в полый столб из прозрачного камня (камень этот у них добывают в
большом количестве, и он легко поддается обработке). Находящаяся внутри столба мумия ясно видна,
но не распространяет дурного запаха и вообще не производит отталкивающего впечатления. При этом
[раскрашенная] мумия выглядит совершенно похожей на покойника. Целый год родные покойника
держат этот столб в доме, предлагают ему долю при каждом угощении (ср. примеч. 24. — /О.С.) и
приносят жертвы. Затем столб с мумией увозят и ставят за городом» [Геродот. Ill: 24]. (Ср. с
относительно поздними формами погребения у некоторых народов Эфиопии: «...медом умащали тело
царя... царей хоронили в цилиндрических пчелиных ульях...» [Кобищанов Ю.М., с. 307].)

Как на промежуточный вариант подобного обращения с останками умерших можно указать на
выставление костей, освобожденных от мягких тканей, в нишах, устроенных в стенах романских церквей
в Каталонии [Арьес Ф., с. 322], а также в черепо- и костехранилищах некоторых католических (особенно
бенедиктинских) и православных монастырей, например Ново-Иерусалимского в Истре и Никольского в
Москве (по устному сообщению Д.А.Крайнова).

Приведем два наиболее ярких, хотя и не строго научных описания подобных костехранилищ и обычаев, вызвавших
их появление:

1)    «Мы пробрались в третью часовню. На подалтарном камне и точно было вырезано множество черепов. ...Опорой
им служила груда искусно вырезанных из камня берцовых костей. ...Сойдя с десяток ступеней, мы оказались в
глубоком переходе. По стенам шли вытянутые ниши, какие я видел позднее во многих катакомбах. Но тогда я был в
оссуарии впервые... Кости монахов в течение многих столетий выкапывались из земли и укладывались в нишах. При
этом скелеты разбирались, так что в одной нише были мелкие кости, в других — черепа, уложенные аккуратной
пирамидкой, чтоб не покатились» [Эко Умберто, с. 74].

Распространен этот обычай был и в южнонемецких и австрийских землях еще в середине XX в. В особых
черепохранилищах находились расписанные (обычно растительным орнаментом) черепа с указаниями имени и дат
жизни и смерти бывшего владельца [Berg S. u.a., S. 81—83].

2)    «Гробница Андреевского скита (гора Афон. — Ю.С.) — довольно большая комната нижнего этажа, светлая и
пустынная. Шкаф, в нем пять человеческих черепов. На каждом указано имя, число, год. Это игумены. Затем, на
полках — другие черепа (около семисот) рядовых монахов, тоже с пометами. И, наконец, самое, показалось мне,
грозное: правильными штабелями, как погонные сажени валежника, сложены у стены, чуть не до потолка, мелкие
кости (рук и ног). Сделано все тщательно, с той глубокой серьезностью, какая присуща культу смерти. Вот
представилось, только особого старичка «смертиотекаря» недостает здесь, чтобы составлять каталоги, биографии,
выдавать справки. А литература присутствует. На стене висит соответствующее произведение:

87

Помни всякий брат, Что мы были как вы, И вы будете как мы.

Это Афон, особая его глава, которую можно бы назвать „Афон и смерть". Вот каковы особенности погребения на
Афоне: хоронят без гроба, тело обвивается мантией и так (по совершении сложного и трогательного чина) пре
дается земле» [Зайцев Б., с. 149]. (Интересные дополнения и объяснения такому обычаю даны известным
Святогорцем Серафимом («Письма к друзьям о св. горе Афонской»): «Кто отходит, над почившим по омовении тела
до погребения читают Псалтырь. Почивший до того времени лежит на полу, в больничной церкви, обвитый мантией,
но без гроба, потому что на Востоке, в рассуждении мертвых, держится Новозаветная церковь ветхозаветного
правила и предает тела земле самым буквальным образом. ...Когда тело опущено в землю, особенно заботятся о
сохранении головы, сбоку ее обкладывают камнями, сверху покрывают каменной плитою» [там же, с. 91, 92]).

«Затем через три года могилу раскапывают. Если за это время тело еще не истлело, не принято землей, то, по вере
афонцев, усопший был не вполне праведной жизни. Тогда могилу вновь зарывают и особенно горячо молятся за
брата, посмертная жизнь которого слагается с таким трудом. Если же тело истлело без остатка, кости чисты и
особого медвяно-желтого цвета, просвечивают, это признак высокой духовности покойника. Кости тогда вынимают,
омывают в воде с вином и складывают почтительно в гробницу» [там же, с. 16, 17].

Возможно, именно этими причинами и объясняется столь странный с точки зрения христианского канонического
погребения обычай экскарнации и последующего выставления, что сродни представлениям, бытующим, например,
у монголов, о том, что тело плохого человека (неугодного богам) долго не поддается разложению, а звери и птицы,
которым оно оставляется на поедание, его не трогают (по устному сообщению В.В.Волкова). «Своеобычен на
Афоне и культ черепа (главы) его особо почитаемых святых. Так, в Лавре св. Афанасия в среброзлатистом венце,
или шлеме, украшенном яхонтами и рубинами, глава св. Иоанна Кукузеля, смиренного пастуха козлов („музыканта
Господня"). Темно-коричневая, с медвяно-желтым отливом кость черепа открыта для почитания паломников. Вот
так же обделанный череп — глава св. Василия Великого» [там же, с. 51, 69]. «А в монастыре св. Пантелеймона
(Руссик) — глава этого великомученика» [там же, с. 144]; ср. с «поднятием» костей св. Станислава (см. примеч. 31).

20    Очевидно, это связано с распространением в европейской городской среде обряда трупосожжения,
официально запрещенного христианской церковью в 768 г. Первый крематорий был открыт в Италии
(Милан) в 1876 г., а в России (Петроград) — в 1921 г.

21    Данный случай «нарушения объема понятия» типичен, если не сказать, культурно-традиционен. Вот,
например, определение «четырех (традиционно китайских. — Ю.С.) способов захоронения (подчеркнуто
мною. — Ю.С.): утопление, сожжение, погребение и выставление в поле на съедение птицам и зверям»
[Б КРС. Т. 2, с. 3092].

22    Терминологическая путаница не могла не привести к казусам. Так, В.С.Ольховский выступил против
отождествления терминов «погребение» и «погребальный обряд» [Ольховский B.C.]. а В.И.Мельник —





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости