Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 203

Sceleratus sedes или limen — местопребывание нечестивых в подземном царстве у римлян
9Л РС. 1913, с. 573].

9 Такое деление, конечно, условно. И историческое, и естественнонаучное сознание не менее
мифологичны (по крайней мере на уровне ментальных структур мышления), чем собственно
мифологическое (архаичное) сознание.

100    Продолжительное существование того или иного обряда всегда приводит к деформации
отдельных элементов, а порой и к трансформации всей системы.

101    Несмотря на периодические колебания, приводящие то к ослаблению связей между ними, то,

наоборот, к их усилению, например, от низведения проблем, связанных со смертью и посмертным
обращением, на гигиенический уровень до возведения их на уровень — условно — этический
(этико-философский)
[Вышеславцев Б. («Бессмертие, перевоплощение и воскресение»); Газали,
1980; Ибн Сина, 1980; Кьерке-горС., 1993; Федоров (Статьи о регуляции) и др.],
метафизический
[напр., АльмедерР., 1990; Баласубраманьян Р.,    1990; Гроф С. и К., 1990; Калиновский П.,

1991; Кларк Дж., 1992; Кюблер-Росс Э.,    1990; Лазарев С.Н.; ЛандсбергА., ФайеЧ., 1991;

Милославский П., 1994; Мо-уди Р., 1991, 1994; Недзвецкий В., 1994; Рампа Л.Т., 1993; Ринг К.,

1990;

110

РоолингзМ., 1994; РэндлзД., Хог П., 1994; УотсонЛ., 1991; Форд А., 1993], мистико-философский
[Бердяев Н., 1994; Блаватская Е., 1994; Карсавин Л., 1991; Лосский Н., 1994; Розанов В., 1990;
Сведенборг Э., 1993; Флоровский Г., 1994; Франк С., 1994 и др.], философский
[Аристотель («О
душе»); Бируни («Индия»: гл. IV—VII, LXXIII); Гегель («Лекции по философии религии: Понятие
религии»); Гераклит; Ле-цзы («Небесная доля»); Лейбниц («Монадология», «Теодицея»); Платон
(«Государство»: кн. I, 10; «Тимей», «Федон», «Филеб»); Радищев; Соловьев; Чжуан-цзы («О том,
как вещи друг друга уравнивают», «Высший учитель», «Высшее счастье»); Шелли («О будущем
состоянии»); Шпен-глер («Пространство и смерть»); Юм и др.] (см. также [Чатопадхьяя Д., 1981] и
недавнюю сводку по русской философской танатологии [Исупов К.Г., 1994] или популярные
публикации по танатологии С.Рязанцева [Рязанцев С., 1994а; 19946] и А.Лаврина [Лаврин А.П.,
1993]),
научный [напр., Гроф. С., Мечников И.И., 1987; Тейяр де Шарден П., 1992; Шмальгаузен
И.И., 1926; Шор Г.В., 1925 и др.],
психологический [Камю; Фрейд («По ту сторону принципа
наслаждения», «Мы и смерть»); Юнг],
социальный [напр., Вишев И.В., 1990; Ламонт К., 1984],
исторический [напр., Арьес Ф., 1992], поэтический [Гомер («Одиссея»: Песнь XI); Вергилий
(«Энеида»: кн. VI); Лукиан («О смерти Перегрина», «Разговоры в царстве мертвых»); Пиндар («2-я
Олимпийская песнь»: «Острова блаженных»); Данте; Мильтон; Толстой («Смерть Ивана Ильича»,
«Три смерти»); Мэри Шелли; Джойс («Улисс», гл. 6); Ивлин Во («Незабвенная») и др.],
мифопоэтический и мифологический [напр., Грейвс Р., 1992; Мифологии древнего мира, 1977;
Мифы народов мира, 1987—1988; Славянская мифология, 1995; ТокарчикА., 1992 и др.], не говоря
уже об уровне
религиозном (о чем свидетельствуют так называемые Книги мертвых [Египетская,
Индуистская, Тибетская и др.], пророческие, веро-и законоучительские книги [АВЕСТА;
АРТХАШАСТРА; БИБЛИЯ; ВЕДЫ (Атхар-ваведа, Ригведа); ДЖАТАКИ; ЗОГАР («Душа»,
«Воскрешение мертвых»); КОРАН (Воскресение и суд — суры 36, 69, 75, 81—84, 94—101 и ел.); ЛИ
ЦЗЫ; МАХАБХАРАТА; МАХАПАРИНИРВАНАСУТРА; ТОРА (Танах, Мишна, Тал-муд);

УПАНИШАДЫ (напр., Катха-упанишада) и др.], труды апостолов и отцов Церкви, как древней и
средневековой [Августин Блаженный («Попечение об умерших», «О бессмертии духа», «О жизни
блаженной», «О количестве душ»); Афанасий Великий («Житие Василия Новаго»); Афинагор
Афинянин («О воскрешении мертвых»); Бонавентура («Путеводитель души к Богу»); Григорий
Двоеслов; Григорий Турский («История Франков»: кн. VII, гл.1); Ефрем Сирин («Творения»);

Игнатий Лойола; Иоанн Дамаскин («О тленности и нетлении», «О сошествии во ад», «О
воскресении»); Ипполит Римский («Слово о воскресении и нетлении»); Кирилл Иерусалимский («И
воскресшего из мертвых»); Макарий Египетский; Мефодий Олимпийский («О воскресении
мертвых»); Ориген («О Началах»: Кн. вторая, гл. 10, 11; Кн. четвертая. «Краткое повторение
сказанного выше об Отце, и Сыне, и Святом Духе, и о прочем»); Тертул-лиан («О воскресении
плоти») и др.], так и «новой» [Антоний Сурожский; Афанасий (Сахаров); Игнатий Брянчанинов;
Сергий Булгаков; Лука Вой-но-Ясенецкий; Серафим (Роуз); Павел Флоренский и др.]).

Часть II
САКРАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ И ПОХОРОННЫЕ ОБЫЧАИ
ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ*

Таблица X

1.    Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе.

2.    Свыше этого пусть не делают. Дров для (погребального костра) пусть топором не обтесывают.

3.    Цицерон. О законах. II. 23. 59: Ограничив расходы (на погребение) тремя саванами, одной
пурпуровой туникою и десятью флейтистами, закон XII таблиц воспретил также и причитания по





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости