Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 242

Посмертная маска — слепок или изображение (изваяние) лица умершего. Производится на
птоматологической стадии некрологического цикла путем наложения на него воска, гипса, глины и
других пластичных материалов, иногда вырезается из дерева, камня и прочих материалов или
изготавливается из металла (например, золота, электра и пр.) либо в смешанной технике (ткань или
ткань + металл).

Маска или остается на лице (голове) умершего — погребальная маска (натуфийская и элладская
культуры, культуры катакомбной общности [Евдокимов Г.Л.; Новикова Л.А., Шилов Ю.А.], династический
Египет, культура майя [Гуляев В.И., 1979], ацтекская культура [Вайян Дж.], Древняя Греция [Блаватская
Т.В.], Рим [Drerup H.] и др.), или заменяет его в кенотафе, как в некрополе Варны — энеолит Болгарии

— культура Караново VI [Macht, Herrschaft und Gold, S. 56, 57, 75—78], но может и украшать саркофаг
или урну, как у этрусков [Соколов Г.И., с. 44—47], или же храниться отдельно от покойника —
посмертная маска (особенно в Новое время, согласно заново возникшей (в Европе XV в. [АрьесФ., с.
169]) традиции снимать маски с лиц правителей и выдающихся деятелей культуры и науки; см., напр.,
подборку в кн. А.Лаврина [Лаврин А.П.]).

Особой разновидностью погребальной маски, вероятно, следует считать личины воинских шлемов,
обнаруживаемые в захоронениях на головах погребенных. В античном мире маски часто служили для украшения
саркофагов и гробниц.

Моделирование головы умершего — археологический термин, подразумевающий обмазывание всей
головы (а иногда и шеи) умершего (или его черепа) глиной или другим пластичным материалом:
«Человек в конце что обретет?

(36) Что обретет человек в грядущем? —

вопрошает герой угаритского эпоса (XIV в. до н.э.) об Акхите:

Белую глазурь выльют (37)  (на )  голову,
поливу — на темя мое,

(38)  (и, как )  умирает каждый, я умру...»

[УГАРИТСКИЙ ЭПОС.

Об Акхите и о рапаитах,
с. 194 (ком. с. 169)]

Такое «моделирование» широко применялось в докерамическом неолите Сирии и Палестины;
древнейшие образцы обнаружены в Иерихоне... [Антонова Е.В.], в катакомбной [Отрощенко В.В.,
Пустова-лов С.Ж.], тагарской [Пшеницына М.Н., Вадецкая Э.Б., 1995], таштык-ской [Киселев С.В.;
Кызласов Л.Р.] и других культурах.

Маски и «смоделированные» головы могли раскрашиваться, инкрустироваться (например, в глазницы
вставлялись раковины) и т.п. Вероятно, многие «личины» имели портретное сходство, а в
эллинистическое время эта традиция выбрала новое («живописное») направление — так

191

называемый фаюмский портрет, — ив наше время на смену ему пришел портрет фотографический (ср.
также широко распространившуюся в XX столетии традицию создания музеев восковых фигур).
Полумаски, оставляемые на лице погребенного, известны в «царских» погребениях культуры мочика (Перу; ~1—VII
вв. н.э.) [Alva W., р. 548].

МАСТАБА

Мастаба' [араб., букв, "каменная скамья"] — др.-егип. гробим»,, (III тыс. до н.э.) в виде лежащего бруса
с наклеенными к центру стенами; в подземной (катакомбообразной. — Ю.С.} погребальной камере —
статуи, рельефы, росписи [СЭС, с. 779].

Мастаба2 [mastaba], в раннем Египте — надстройка над могилой (как правило, в виде усеченной (на
2/3) пирамиды. — Ю.С.) из сырцового кирпича, первоначально копировавшая жилище человека. М.
появляются во время I династии; с течением времени их строят все более тщательно, все чаще
используется камень. (Возле мастабы строилась молельня, позднее сливавшаяся с ней в единое целое.
Молельня помещалась на восточной стороне мастабы и имела два непременных атрибута —
символические (ложные) двери и в южной части — сербад [араб, "погреб"] — помещение для статуи
умершего... [Замаровский В., с. 215].) М. распространены в эпоху Древнего царства. Ступенью эволюции
М. являются пирамиды (вначале ступенчатые, затем — истинные. — Ю.С.) [АС, с. 152].

МАУНД, см. также ФИГУРНЫЕ НАСЫПИ

Маунд [англ, mound] — I.: 1) насыпь; 2) могильный холм, курган (burial ~); 3) холм, возвышенность; 4)
большое кол-во, куча, груда; II ар-хеол.: 1) жилой холм... [НБАРС., 1993. Т. II, с. 497].

В русскоязычной литературе термин появился по недоразумению.

МАШХАД, см. МАЗАР
МЕГАЛИТЫ

Мегалиты1 [ ( греч. цё-yac — "большой" + XtOoc — "камень"] — древние сооружения (III—II тыс. до н.э.,
а в некоторых странах и позднее) из громадных камней, служившие большей частью могильными
памятниками и святилищами; распространены во всех странах мира, кроме Австралии [СИС, с. 299].
Мегалиты2 [англ, megaliths; франц. megalithes; нем. Steinsetzun-gen] — сооружения из больших
камней; к их числу относятся менгиры и аллеи менгиров, каменные кольца, определенные виды
хенджей и различные типы камерных гробниц. Термин «мегалитическая гробница» часто применяется в
более широком смысле для любого наземного склепа, независимо от размеров камней,
использованных при его постройке [АС, с. 153].

192





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости