Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 247

НАСЫПЬ (КУРГАННАЯ, МОГИЛЬНАЯ, НАДМОГИЛЬНАЯ)

Насыпь. В археологии насыпью [англ, mound, tumulus; могильная ~ burial mound; ~ кургана barrow
mound [ИАРС, с. 79]; франц. remblai; нем. Aufschuttung, Hugel] практически всегда (за исключением
остатков
201

«сырцовых (пахсовых) мавзолеев») называется земляное (грунтовое) погребальное сооружение,
возведенное над уровнем дневной поверхности.

Таким образом, насыпь — это погребальное (могильное и/или надмогильное) сооружение, возведенное
способом сухой отсыпки грунта.

Существование курганов, выложенных из дерна или обложенных таковым, вызывает необходимость
введения одноуровневого понятия — кладка — способ возведения грунтового сооружения путем
горизонтального (субгоризонтального) наращивания слоев из уложенных рядами блоков дерна, глины
(обожженной и необожженной), камней и пр.

Одним из терминов, описывающих способы создания насыпи, является и наброска', этот термин
применяется по отношению к «каменным курганам». Он же используется и при описании отдельных
(конструктивных) элементов, встречающихся в насыпях «панцирей», «кольцевых ограждений» и пр.
НАУС, СМ. также АСТОДАН. ОССУАРИЙ, ОСТЕОТЕКА

Чаус' [ (греч.] — древний или средневековый склеп из глины, камня или кирпича для хранения
оссуариев у зороастрийцев в Средней и Передней Азии [СЭС, с. 876].

Наус2 — «...под наусами арабских и персидских писателей'скорее всего нужно разуметь
костехранилища, о которых говорит Авеста, так называемые астоданы...» [Иностранцев К.А., 1909, с.
105].

К.А.Иностранцев сопоставлял с наусами осетинские склепы, где истлевали трупы и хранились кости умерших ранее
(сооружения, подобные осетинским склепам, описаны Бируни: «...крытые кровлей помещения для мертвых, но с
окнами в стенах, через которые ветер обдувал бы мертвых вроде того, как то бывает в наусах магов» [Бируни, с.
283]. — Ю.С.). «Эти сооружения могут быть древним астоданом, „воспринявшим в себя дахму", тогда как парсий-
ская „башня молчания" — суть древняя дахма, воспринявшая в себя астодан» [Рапопорт Ю.А., с. 11].

Наус3 — «термин греческого происхождения — 1) дворец (palatinum)... 2) сооружение, в котором
помещается идол (fanum idoli)... 3) храм (fanum templum)... храмы и церкви... 4) внутреннее пространство
церкви, святилище... 5) ящик, ковчег, в котором покоятся кости святых (area, capsa in qua deponentur
ossa sanctorum), откуда — часовня-мавзолей (часовня-склеп. — Ю.С.) для погребения (sacellum pro
sepeliendis mortuis), кладбище (locus sepulturae, camera sepulcralis, coemeterium — C M . Lexicon Syriacum
Chrestomathiae Kirschianae, Lpz., 1836, s.v.)... у сирийских христиан этим словом обозначались погре
бальные постройки (сперва, по-видимому, ковчежцы, а затем места для погребения внутри церкви и
позднее вообще мавзолеи). ...Этим общим арабским термином несомненно объединялись
всевозможные виды погребальных сооружений, и христианских, и зороастрийских, и языческих...»
[Борисов А.Я., с. 308—310].

«Согласно В. В. Бартольду, словом наус „у зороастрийцев сасанид-ского периода и первых веков ислама
обозначались надгробные соору-

202

жения, служившие местом окончательного упокоения костей умершего"... род мавзолея для оссуариев»
[Борисов А.Я., с. 302, 303].

[греч. i/otfc]: 1) жилище (богов), храм... , — Plat.; 2) (= отусбс) святилище храма... , — Her.; 3) ящик в виде храма для
изображения богов..., — Her. [ДГРС, с. 1120].

НЕКРОЛАТРИЯ, СМ. также КУЛЬТ МЕРТВЫХ

Некролатрия [греч. i/екрос — "мертвый" + XarpeLa — "почитание", "культ"] — обожествление мертвых,
распространенное почти во всех религиях, а в некоторых составляющее главное содержание [Атеист,
ел., с. 323, 324].

НЕКРОЛОГ

Некролог [греч. i/екрбс — "мертвый" + Хбуос — "слово"; англ. obituary; франц. necrologie; нем. Nekrolog,
Nachruf] — статья по поводу чьей-либо смерти, содержащая сведения о жизни и деятельности умер
шего [НЭ, с. 256].

НЕКРОЛОГИЯ. НЕКРОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

Некрология[ ( греч. i/екрбс — "мертвый" + Хбуос — "знание"]. I — : 1) мертвый, умерший, павший, —
Soph., Find., Plut, NT; 2) полный мертвецов (Аид), — Anth. II — i/екрбс: 1) мертвое тело, труп, — Her.; 2)
мертвец, покойник, — Нот.; 3) убитый, павший, — Polyb. ...[ДГРС, с. 1125].

Некрология' — совокупность традиционных знаний (представлений) о смерти и о формах и способах
обращения с умершими.

Некрология2 — раздел танатологии, изучающий эту область человеческой деятельности.
Некрологический цикл включает в себя все действия, связанные с посмертным обращением, и
распадается на три относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные стадии, которые
могут проходить как последовательно, так и одновременно.

На первой (птоматологической) стадии проводится ряд предваряющих операций, ориентированных в
основном на тело умершего и следующих либо по пути трупосохранения, либо по пути трупоуничтоже-
ния.

На второй (тафологической) стадии проводится ряд завершаю-ШИХ операций, ориентированных в
основном на создание (окончательное завершение) погребального/экспонационного комплекса во всей





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости