(фаворитки
французских королей. Часть вторая
против
решения большинства этого сейма об ограни
чении распространения учения великого еретика, ос
нователя нового направления в христианстве, Мар
тина Лютера. В дальнейшем протестантами стали
называть всех последователей новых, возникших в
период Реформации церковных учений. Протестанты
отрицали верховенство римского папы, институт мо
нашества, древнейшую опору христианской религии
и римской церкви, большую часть таинств, догмат
католической церкви о «спасении» верующих «добры
ми делами», отвергали почитание святых, икон, обя
зательное безбрачие духовенства, большую часть об
щепринятой с давних времен католической символи
ки.
Напротив,
борясь с этим, протестанты выдвигали
требование обязательного создания свободной от Рима
национальной церкви, богослужения на родном язы
ке, источником и средоточием учения считая лишь
Священное писание и отвергая, таким образом, Свя
щенное предание. Помимо этого, протестанты, отверг
нув принцип «добрых дел», на его месте оставляли
лишь принцип «оправдания истинной верой*. Отсюда
ясно, сколь серьезны были противоречия внутри хрис
тианского вероучения и сколь радикально новые прин
ципы лишали католическую церковь ее руководящей
роли в жизни тогдашнего общества, подрывая самую
основу ее духовного, идеологического, морального*
экономического и политического могущества.
Итак,
возникнув в конце двадцатых годов XVI сто
летия (а вернее, даже вспыхнув в это время с особой
силой), новое учение захватило многие страны Евро
пы, одним из первых избрав после малых Германских
государств Францию и Швейцарию. Здесь, на страни
цах этой книги, нет возможности в подробностях рас
сматривать историю этого процесса, а потому среди
прочих стран, активно противодействующих Риму, от
метив Англию и Нидерланды, вернемся к предмету
нашего повествования.
206