"Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода… се волхвы с востока пришли" (Мф. 2:1), - не из какой-нибудь одной восточной страны, но от разных стран, как это видно из писаний святых Отцов, различно говорящих об этом. Иные из них того мнения, что волхвы были из Персии1; так думают святой Златоуст, святой Кирилл Александрийский2, Феофилакт и прочие, - на том основании, что особенно в той стране процветало искусство звздочетцев3 и никто не мог там стать царем, если предварительно не изучит этого искусства. Другие же полагают что волхвы были из Аравии4; такого мнения держатся: святой мученик Иустин5, святой Киприан, святой Епифаний, - на том основании, что эта страна весьма богата была золотом, диваном и смирною6. А некоторые думают, что волхвы пришли из Эфиопии7; потому что оттуда пришла некогда царица Савская, т.е. эфиопская в Иерусалим, чтобы послушать премудрости Соломона8, что, по объяснению блаженного Иеронима, прообразовало настоящее событие, именно: пришествия волхвов к духовному Соломону - Христу, Который есть Божия премудрость (блаж. Иероним, толкование на пророка Исаию). И Давид говорит: "Эфиопия прострет руки свои к Богу" (Пс. 67:32). Впрочем, все названные страны - восточные и смежные одна с другою, изобиловали золотом, Ливаном и ароматами, во всех них распространено было занятие волшебством и звездочетством; притом мудрецам в этих странах не безызвестно было пророчество Валаамово9 об имевшей воссиять звезде, каковое пророчество передавалось у них из рода в род, частью устно, частью письменно. Можно думать, самое верное то, что один из волхвов был из Персии, другой из Аравии, а третий
подобно св. Василию, особенно прославился как ревностный поборник и защитник православия против арианства. Много он оставил и писаний, в которых частью объясняет слово Божие, частью излагает учение веры, частью поучает христианским добродетелям. - Скончался св. Амвросий в 397 г. Память его празднуется 7 декабря.
14 Здесь указанное пророчество Иеремии берется как изображение непостижимости воплощения Сына Божия.
15 В пророчестве Амоса, приведенном здесь, св. отец видит предсказание о Божественном могуществе Мессии.
16 Евфимий Зигабен (или Зигаден), константинопольский инок первой половины XII в., известный догматист и истолкователь Св. Писания. В своих толкованиях он не самостоятельный писатель, но только собиратель прежних святоотеческих толкований.
17 Ср. Лк. 1:79.
18 Ср. Мф. 20:28; Мк. 10:46.
19 Т.е. Ирод Агриппа, который получил от римского императора Калиулы в управление Иудею. Он для того, чтобы понравиться иудеям, воздвиг гонение на христиан и казнил св. ап. Иакова Заведеева, а Ап. Петра заключил в темницу, откуда св. апостол был чудесно избавлен ангелом. Смерть Ирода Агриппы произошла вскоре после того, как он явился в Кесарии всенародно, на площади, в царской одежде, и когда льстецы стали называть его богом (см. Деян. 12:21-23),
20 Есфирь, благочестивая иудеянка, сделавшаяся супругою царя персидского Ассуира (вероятно, Артаксеркса Лонгимана) и спасшая свой народ от избиения, которое задумал против этого народа злой вельможа Аман. Это описано в книге Есфирь.
21 Преподобный Исидор Пелусиот, подвижник египетский V в., автор 200 писем, в которых объясняет многие места Св. Писания. Память его празднуется 4 февраля.
22 Фабиола, знатная римлянка, ученица блаж. Иеронима, с которою он вел переписку.
23 Блаженный Феодорит, епископ Киррский в Сирии, известный особенно своими толкованиями на Св. Писание. Он жил в V в.
Сказание о поклонении волхвов