Вход
Текущее время Сб Янв 16, 2021 11:43 am
Найти сообщения без ответов
Музыка
На страницу Пред.  1, 2
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat ->       ЛУЖАЙКА музицирующих в Саду Наслаждений
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Galina*
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 25.12.2018
Сообщения: 19

СообщениеДобавлено: Вс Дек 13, 2020 12:01 pm
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой



Когда мы думаем о музыке средневековья, то на ум сразу приходит орган, григорианский хорал, лютня. Но вы когда-нибудь слышали о хёрди-герди? Этот инструмент был очень популярным в средневековой Франции.

Название этого странного инструмента происходит от французского vielle à roue, что можно перевести как «колесная лира». Изначально на хёрди-герди исполняли религиозную музыку, пока инструмент не впал в немилость Людовика XVI и его жены Марии-Антуанетты, став инструментом уличных музыкантов. С тех пор на нем исполняли фольклор.

Играть на хёрди-гёрди сложно, а некоторые его даже называют «эквивалентом средневекового космического корабля», так как в нем около 80 двигающихся частей. По сути, хёрди-гёрди - струнный инструмент, но в отличие от скрипки или гитары, струны производят звук от трения о смычковое колесо, находящимся внутри инструмента. Если включить видео, то вы заметите, что помимо мелодии, которая играется музыкантом, хёрди-герди издает фоновое «жужжание». На самом деле это происходит потому, что помимо струн для мелодии, там находятся еще одна постоянно вибрирующая струна, которая и издает этот гул.

Несмотря на всю сложность исполнения, когда инструмент попал в руки обычных музыкантов, то стал популярен не меньше, чем гитара в наши дни.

****************************************
Колёсная ли́ра (рыля) — струнный фрикционный музыкальный инструмент. Встречается у многих народов, в том числе и у славян, в особенности у восточных славян
В Европе известна под разными именами, древнейшее из них — «органистр» (лат. organistrum) — относится к классическому Средневековью (не ранее XIII в.). Древнейшие изображения относятся к XII в.: английская книжная миниатюра (около 1175 г.) и барельеф собора св. Иакова (Сантьяго-де-Компостела, 1188).

В XII столетии колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека (музыкант и его помощник, который механически вращал ручку). После того как в XIII веке появились облегчённые (портативные) инструменты, колёсная лира быстро распространилась по Европе и стала одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых, увечных и умственно отсталых, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом. В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии.

В России появилась в XVII веке. На ней играли бродячие музыканты, калики перехожие и слепые, исполнявшие под заунывные звуки своих лир исторические песни, баллады и духовные стихи. Появление лиры на Руси ознаменовало собой закат скоморошества, в связи с гонениями со стороны власти и духовенства.
Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (3—11) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так называемый бурдон). На западноевропейских инструментах имеется также т. н. trompette — струна, опирающаяся на неплотно закреплённую подставку и позволяющая воспроизводить ритмический аккомпанемент, изменяя скорость вращения колеса.
Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat ->       ЛУЖАЙКА музицирующих в Саду Наслаждений Часовой пояс: GMT
На страницу Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


  Global Folio          

Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
              Яндекс.Метрика
     
 
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net