Вход
Текущее время Пт Ноя 15, 2019 1:24 am
Найти сообщения без ответов
Из древнейшей росписи выглянул авангардный художник

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Любопытные факты об искусстве
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вт Окт 16, 2007 4:48 pm
Заголовок сообщения: Из древнейшей росписи выглянул авангардный художник
Ответить с цитатой

Из древнейшей росписи выглянул авангардный художник
15 октября 2007

Можно сколько угодно говорить, будто ничто под солнцем и луной не ново. Однако это открытие ошарашило всех. Ещё бы! Когда археологи нашли в Сирии одну настенную роспись, то поняли, что она самая древняя на Ближнем Востоке. Но вот в чём беда: это изображение оказалось удивительно похожим на картину известного художника XX века! Как не удивиться? Как не испугаться?

Джаде аль-Мухара (Djade al-Mughara) — одно из мест, давно интересующих археологов. Тут, у левого берега Евфрата, некогда находилось поселение эпохи неолита, располагавшееся к северо-востоку от исторического города Халеба (Aleppo).

Регулярные раскопки ведутся здесь с начала 1990-х сирийско-французской группой археологов под руководством Эрика Кокеньо (Éric Coqueugniot), исследователя из института Востока и Средиземноморья (Maison de l'Orient et de la Méditerranée).
Примерно год назад археологи рассказали миру о своей неожиданной удаче: в результате долгой работы они смогли отыскать в Джаде аль-Мухара древнее культовое сооружение.

От него остались лишь высокие стены, а также множество разных мелких предметов, которые, видимо, имели отношение к ритуалам, совершавшимся в здании. В частности, там обнаружилось большое количество фрагментов охотничьих орудий, наконечников стрел — в основном кремнёвых и обсидиановых.

В том, что это помещение было как-то связано с религией, сомнений нет. Судя по размерам, здание предназначалось для больших собраний.

Интересно и то, что возраст здания, согласно данным учёных, немаленький — оно было построено около 8,8 тысячи лет до нашей эры.

Точно неизвестно, какие действа отправлялись в храме. Насчёт этого вопроса пока есть только одна гипотеза.


На расчищенных стенах исследователи обнаружили роспись, сделанную красной, чёрной и белой красками, на которой есть изображение головы быка. Кроме этого, часть "планировки" здания имеет форму черепа этого животного.

Всё это убедительно свидетельствует о том, что жители древнего Джаде аль-Мухара исповедовали какой-то "бычий культ". О том, что это был за культ и какова была его роль в культуре, говорится мало. Однако вскоре после того как находку предали огласке, министр культуры Сирии Рияд Насан Ага (Riyad Nasan Agha) сказал, что "это уникальное открытие, которое может привести к пересмотру культуры".

Министр говорил, конечно же, про культуру своей страны.
Но вот археологи ещё немного расчистили место раскопок и неожиданно поняли, что "это уникальное открытие" заставит задуматься о его месте не только в сирийской, но и вообще в мировой культуре. А то и не только в ней…


Проблемы появились сразу, как археологи занялись тщательной обработкой стен.


Как мы сказали, храм украшен трёхцветной росписью. Но когда рабочие стали к ней присматриваться, они заметили нечто неожиданное.


Живопись на стенах выполнена в виде странного хаотичного орнамента, состоящего в основном из четырёхугольников. Причём эти фигуры не ровные, и закрашены они также не в определённой последовательности, а как будто бы произвольным образом. Одним словом, изображения эти очень нетипичны для древнего Востока.

Зато подобный изобразительный порядок характерен для Пауля Клее… Как, вы не знаете, кто такой Пауль Клее? Сейчас расскажем.
Пауль Клее (Paul Klee) — швейцарский художник, по большей части работавший в жанре экспрессионизма. Вообще, его творчество сложно однозначно отнести к какому-либо течению в искусстве, но оно оказалось столь выразительным и впечатляющим, что существенно повлияло на дальнейшее развитие экспрессионизма, кубизма и сюрреализма.

Для экспрессионистского творчества характерно стремление автора выразить свои эмоции или изобразить чьи-нибудь. Естественно, показать эмоции с помощью обычных предметов, обычной графики невозможно, поэтому экспрессионистское изображение часто не имеет ничего общего с реальным миром. Такие картины вполне могут состоять из простых или сложных фигур самых невероятных форм и расцветок.



Заметная часть картин Клее как будто бы составлена из разных геометрических кусочков, близких по форме к четырёхугольным фигурам, заполняющих собой всё полотно или основную его часть. Как вы уже догадались, эта особенность один в один подходит к описанию и того, что нарисовано в том самом сирийском храме.

Само собой, Клее этих росписей не видел — созданы они были, получается, примерно 11 тысяч лет назад. А при его жизни они находились глубоко под землёй. Так что этот странный орнамент никак не мог оказать на него хоть какое-то влияние.

Конечно, можно сказать, что сходство весьма формальное. Однако эти сомнения оказываются ни к чему: достаточно посмотреть на фотографии росписи и на картины великого художника. Сходство такое очевидное, оно так бросается в глаза, что моментально становится ясно — эта древняя живопись как-то повлияла на современную.

Но как? Ведь тех древних сирийских художников и современного швейцарского разделяют и пространство, и время. Они жили на Востоке, он — на Западе. Они в неолите, он — в XX веке. Всё что остаётся применять в такой ситуации — это истолкования с точки зрения паранормальных возможностей: мощнейшей интуиции, телепатии или даже мистических экспериментов.

По-другому связать Клее и этот образец искусства из седой старины пока что невозможно.

Единственное рациональное объяснение, которое могло бы что-то прояснить, дал Мустафа Али (Mustafa Ali) — знаменитый современный художник из Сирии. Он заметил, что похожий геометрический "дизайн" можно найти в узорах на килимах — коврах ручной работы, которые с давних времён по сей день делают в Ливане и Персии.

Вот только с Клее такое объяснение, извините, не клеится. Ну, не занимался коврами знаменитый экспрессионист, не занимался… К тому же достаточно посмотреть на эти килимы, чтобы понять главное отличие: узоры на них более-менее симметричные, и, честно говоря, на картины швейцарца и на рисунки из Джаде аль-Мухара они непохожи.

Вдобавок ко всему Мустафа Али окончательно запутал журналистов, добавив ещё один комментарий к той храмовой росписи, из-за которого дело становится ещё более замутнённым. "Мы не должны терять из виду то, что эта живопись археологическая, но в то же время она и современная", — сказал он.


Кроме того, Клее был экспериментатором, для него несколько хаотичное творчество — в порядке вещей. Но вот в древнем мире подобное могло бы просто вызвать возмущение и наверняка считалось чем-то совершенно ненормальным.


Из этой таинственной находки напрашиваются вывод о том, что связь между культурами разных уголков Земли намного прочнее, чем можно себе представить, и даже может тянуться через тысячелетия. Но как работает эта связь — загадка.
http://www.membrana.ru/articles/misinterpretation/2007/10/15/164900.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Любопытные факты об искусстве Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


  Global Folio          

Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
              Яндекс.Метрика
     
 
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net