образ жизни тех,
кто моется застоялой в цистернах мочой и чистит ею зубы
(как сами они, так и их жены), как это рассказывают 19 о кантабрах и
их
соседях. Как этот обычай, так и обычай спать на земле является общим
у иберов с кельтами. По рассказам некоторых, каллаики не признают богов,
а кельтиберы и их соседи на севере приносят жертвы безымянному богу
ночью при полнолунии перед воротами домов и всем домом устраивают
хороводы всю ночь напролет. Когда веттоны впервые пришли в римский
лагерь и увидели каких-то центурионов, которые ходили взад и вперед по
улицам только ради одной прогулки, они сочли их сумасшедшими и стали
показывать дорогу к палаткам, думая, что те должны либо сидеть спокойно,
либо сражаться.
17.
Можно признать варварскими по внешнему виду украшения некото
рых женщин, описанные Артемидором. По его словам, в некоторых местах
женщины носят на шее железные украшения с крючками, загнутыми над
головой и торчащими далеко перед лбом; они по желанию спускают свое
покрывало с этих крючков, так что в распущенном виде оно служит зонтиком
для лица, и все это они считают украшением. В других местах, продолжает
он, женщины носят на голове тимпаний20 [шляпу], закругленный на за
тылке, плотно облегающий голову до ушных мочек и на вершине и по сто
ронам постепенно загибающийся назад; другие же 'женщины удаляют21
волосы с передней части головы до такой степени, что она блестит сильнее
лба; некоторые помещают на голове палочку около фута высотой и обматы
вают вокруг нее волосы, а затем драпируют черным покрывалом. Наряду
с правдивыми историями такого рода писатели сообщали много наблюдений
й передавали рассказы с фантастическим добавлением о всех иберийских
племенах вообще, особенно же о северных (рассказы о их храбрости, но и
жестокости и зверской бесчувственности22 к страданиям). Так,
например,
во время Кантабрийской войны23 матери убивали своих детей, прежде
чем
их захватывали в плен; и даже маленький мальчик, по приказанию отца
захватив меч, убил взятых в плен и закованных в цепи своих родителей и
всех братьев; и женщина умертвила своих товарищей-пленников; какой-то с 165
кантабриец, когда его призвали к пьяным [солдатам], сам бросился в огонь.
Эти нравы
кельтских племен также общие с таковыми фракийских и скиф
ских племен; общие черты касаются мужества, именно мужества женщин,
так же как и мужчин. Например, эти женщины обрабатывают землю,
а после родов укладывают своих мужей вместо себя и ухаживают за
ними; 24 нередко они рожают во время полевых работ и тогда отходят в
сто
рону к какому-нибудь источнику и сами моют и пеленают ребенка. По
словам Посидония, в Лигурии его друг Хармолеон из Массалии, у которого
он гостил, рассказывал, как он нанял мужчин и женщин копать землю, и как
одна из женщин, почувствовав родовые схватки, отошла немного в сторону
от места работы и родила; а после родов тотчас же вернулась на работу,
чтобы не потерять платы; Хармолеон сам увидел, что женщина работала
с тРУДом, но сначала не понял причины этого, пока под конец дня не
узнал
и не отпустил ее с работы, заплатив жалование; женщина понесла ребенка
— 159 —