Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
ПАФОС И ОКРЕСТНОСТИ

Пирам и Фисба. Мозаика из «Дома Диониса» в Новом Пафосе. III в. н. э.

Пирам  и  Фисба.  Мозаика  из  «Дома  Диониса» в  Новом  Пафосе.  III  в.  н.  э.

Предыдущая    Начало    Следующая

Коровина А. К., Сидорова Η. А.
Памятники Старого и Нового Пафоса

стр. 4

 

Другие сцены этой вымостки решены в более драматичных тонах. Особенно хороша композиция, рассказывающая историю двух влюбленных — Пирама и Фисбы; придя первой на свидание с Пирамом, Фисба, испугавшись львицы, убежала, потеряв свой шарф. Пирам, увидя, как львица терзает шарф его возлюбленной, решил, что Фисба погибла, и в отчаянии покончил жизнь самоубийством. Узнав об этом, Фисба также лишила себя жизни. К этой трогательной истории о верности влюбленных неоднократно обращалась античная литература. Мозаичист объединил в своем изображении разновременные мотивы: слева представлена Фисба, в страхе убегающая прочь, в центре вверху — львица, терзающая ее шарф. Пирам, спокойно лежащий справа, видимо, еще не знает о случившемся; он изображен в традиционной позе речного бога, с рогом изобилия в правой руке, опирающейся на опрокинутый сосуд, из которого вытекает вода. Зато фигура Фисбы в противовес спокойной позе Пирама полна движения: художнику удалось передать на ее лице охватившие ее страх и смятение. Богата колористическая гамма мозаики: дополняющие друг друга коричневые и синие тона одежд, светлая окраска тела Фисбы и более темная — Пирама; яркими красными пятнами выделяются обувь девушки и рог изобилия. Мастер умело использует светотеневую моделировку фигур.
Композиции «Пирам и Фисба» близка сцена, изображающая Посейдона, приближающегося к нимфе Амимоне. Столь же динамично трактована последняя сцена — Аполлон и Дафна. Бог, в стремительном движении представленный справа, настигает Дафну, которая, чтобы спастись от преследования, превращается в лавр.Западный портик атриума не случайно был украшен богаче других. Через него попадали в самую большую комнату дома, служившую парадным помещением — таблинумом. Пол ее также выложен богатым мозаичным ковром. К сожалению, его центральная часть, заполненная очень тонко исполненной сценой  сбора винограда, сохранилась довольно  плохо. Привлекают внимание живые детали, вроде птиц, клюющих ягоды, с любовью переданные мастером. Очень тонко сделан орнаментальный бордюр этой сцены в виде пышных, закручивающихся спиралями стеблей винограда с птицами или плодами между ними.
Вдоль восточной стены таблинума расположена еще одна фризообразная мозаичная картина с изображением триумфа Диониса. Именно с этой мозаики, случайно открытой в 1962 году, и начались раскопки этого здания, получившего, по ее сюжету, название «Дом Диониса». Бог вина представлен едущим на колеснице, запряженной двумя пантерами. Его сопровождают обычные его спутники — козлоногий Пан, менады и силены, играющие на различных музыкальных инструментах. С обеих сторон эту композицию фланкируют изображения Диоскуров с конями, помещенные в отдельных клеймах. Богатый геометрический орнамент в виде плетенки, расположенный широкими полосами, завершает вымостку таблинума.
Из других помещений «Дома Диониса» следует отметить комнату к северу от атриума, пол которой украшает мозаика с изображением Ганимеда, похищаемого орлом. Великолепно передан полет могучей птицы, сильный размах ее крыльев, на темном фоне которых вырисовывается светлая хрупкая фигурка мальчика. С фигурным изображением, помещенным в центральном клейме, прекрасно гармонирует сложный орнамент, окружающий его. Вообще орнаментальным мозаикам «Дома Диониса» свойственно чрезвычайное богатство и разнообразие мотивов. Во многих помещениях полы украшены мозаиками только с геометрическими узорами.Мозаики «Дома Диониса» отличаются высоким совершенством исполнения; заметна большая стилистическая близость отдельных композиций: вероятно, все они были исполнены одной группой мастеров.
 

Предыдущая    Начало    Следующая

 
 

Новости

В Театре мюзикла состоялся предпремьерный показ спектакля «Реверс»
Пластический спектакль "Реверс" Московского театра мюзикла, предпремьерный показ которого прошел во вторник вечером, потряс первых зрителей - критиков и профессионалов театральной и цирковой сферы, передает корреспондент ТАСС.
Клейменов объяснил замену ведущей «Первого канала» Екатерины Андреевой
Замена ведущего программы «Время» для вещания на центральную часть России не связана с предстоящими 18 марта выборами президента.
Режиссер Кристофер Нолан рассказал о следующем фильме о Бонде
Как пишет «Газета.ру», новый фильм о британском спецагенте Джеймсе Бонде с Дэниелом Крейгом в роли главного героя должен выйти в конце 2019 года, однако кто будет режиссером картины, пока неизвестно.
Звезда «Левиафана» назвал национальной идеей России наглость и хамство
Актер Алексей Серебряков заявил, что национальной идеей России являются «сила, наглость и хамство».
              Яндекс.Метрика
     

Публикации сайта «Cyprus Explorer» разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено особо.
Указывать сайт «Cyprus Explorer» как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.
Сайт открыт в июне 2008 г.