Глава
III. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА КРЕСТА
Большинство традиционных учений используют в качестве символа реализации
«Универсального Человека» один и тот же знак, поскольку, как мы сказали
ранее, он принадлежит к символике, которая непосредственно восходит к
изначальной Традиции. Это знак креста, очень четко выражающий способ,
посредством которого достигается эта реализация, — через соединение в
совершенную целокупность состояний сущего, гармонически иерархизированных,
во всеобъемлющем развертывании в обоих направлениях — расширения и возвышения
(21).
В самом деле, это двойное развертывание сущего может рассматриваться как
происходящее, с одной стороны, горизонтально, т. е. на определенном уровне
или ступени существования, а с другой стороны, вертикально, т. е. в иерархической
выстроенности всех уровней. Таким образом, горизонтальное направление
выражает собой «широту» или полное расширение индивида, взятое как основа
реализации, — расширение, состоящее в безграничном развитии совокупности
возможностей, подчиненных особым условиям проявления. Следует уяснить,
что в случае человеческого существа это расширение никоим образом не ограничено
телесной частью индивидуальности; оно включает все модальности последней,
ибо телесное состояние, в собственном смысле слова, есть лишь одна из
этих модальностей. Вертикальное направление выражает иерархию — столь
же и тем более незавершенную — многочисленных состояний; каждое из них,
рассматриваемое в своей целостности, есть одна из совокупности возможностей,
относящихся к стольким же «мирам» или уровням, которые включены в целокупный
синтез «Универсального Человека» (22).
Таким образом, в этом изображении креста горизонтальное расширение соответствует
безграничности возможных модальностей одного и того же состояния сущего,
рассмотренного в его единстве, а вертикальное возвышение — безграничному
ряду состояний целокупного сущего.
Разумеется, состояние, развитие которого изображено горизонтальной линией,
может быть любым. Фактически это будет состояние, в котором в данный момент
проявилось сущее, реализующее «Универсального Человека», — состояние,
представляющее собой точку отсчета и опору или основу этой реализации.
Любое состояние, как выяснится впоследствии, может стать для сущего такой
опорой; тщательнее всего мы рассмотрим с этой точки зрения человеческое
состояние; ведь оно, будучи нашим собственным, имеет самое непосредственное
отношение к нам, представляя случай, когда вышеупомянутая реализация происходит
на основе именно этого состояния; но следует уяснить себе, что с чисто
метафизической точки зрения данный случай отнюдь не относится к числу
исключительных.
Необходимо понять теперь, что настоящая полнота бытия, пребывая за пределами
всякой обусловленности, соответствует тому, что индийское учение называет
«Освобождением» (Мокша), а исламский эзотеризм — «Высшим Отождествлением»
(23).
Кроме того, в этой последней традиционной форме содержится учение, согласно
которому «Универсальному Человеку», поскольку он представлен совокупностью
«Адам — Ева», соответствует число Аллаха, являющееся выражением «Высшего
Отождествления» (24).
Можно было бы возразить, что обозначение «Адам — Ева», хотя и подходящее
для употребления в переносном смысле, в своем собственном значении применимо
лишь к изначальному человеческому состоянию. Но если «Высшее Отождествление»
реально осуществляется лишь в целокупности многочисленных состояний, то
отчасти оно уже виртуально осуществилось в «райской» стадии, в том первоначальном
центре, откуда человек произошел и куда он возвращается, достигнув полноты
бытия; кроме того, этот центр, как мы увидим, есть точка прямого сообщения
с другими состояниями (25).
Впрочем, можно было бы также сказать, что полнота человеческого или любого
другого состояния выражает, на своем уровне, саму целокупность сущего;
и это весьма четко отображается в геометрической символике, о которой
дальше пойдет речь. Так происходит потому, что во всем сущем, в особенности
в индивидуальном человеке, и даже, в частности, в человеке телесном, можно
обнаружить архетип «Универсального Человека»; любая из частей Вселенной,
будь то мир или отдельное существо, окажется всюду и всегда аналогией
целого. Поэтому Лейбниц, например, с полным основанием утверждает, что
любая «индивидуальная субстанция» (с оговорками, сделанными нами выше
относительно значения этого выражения) должна содержать в себе целостное
представление о Вселенной. Подобная аналогия между «макрокосмом» и «микрокосмом»
(26) вполне корректна; но, ограничиваясь рассмотрением «индивидуальной
субстанции» и желая сделать ее равнозначной самому сущему, полному и даже
замкнутому, но лишенному реальной связи с тем, что его превосходит, Лейбниц
сам закрыл себе путь от горизонтального уровня «расширения» к вертикальному
направлению «возвышения» и таким образом лишил свою теорию всякого истинного
метафизического значения (27).
Мы не намерены углубляться здесь в изучение каких-либо философских концепций,
а тем более — всего остального, также относящегося к «светской» области;
но это замечание показалось нам вполне естественным, как непосредственное
применение того, что мы только что изложили относительно двух направлений,
по которым происходит развертывание целокупного сущего.
Возвращаясь к символике креста, мы должны еще отметить, что крест, помимо
метафизического и первичного значения — бывшего до сих пор предметом нашего
исключительного внимания, — наделен другими различными значениями, более
или менее вторичными и случайными; и это вполне нормально, в соответствии
с высказанными нами общими соображениями о многозначности, присущей любому
символу. Прежде чем обратиться к геометрическому изображению сущего и
его многочисленных состояний, в обобщенной форме выраженного в знаке креста,
и вникнуть в детали этой довольно сложной символики, мы поговорим немного
об остальных значениях. Хотя они не являются собственно предметом настоящего
изложения, однако определенным образом связаны с ним, и порой даже более
тесно, чем можно предположить, — как правило, в силу того же закона соответствия,
который, как мы отметили с самого начала, представляет собой основу любой
символики.
.
1
2 3
4 5 6
7 8
9 10
11 12
13 14
15 16
17 18
19 20
21 22
23 24
25 26
27 28
29 30
31 примечания
(открываются в новом окне)
|