Глава
XVII. ОНТОЛОГИЯ НЕОПАЛИМОЙ КУПИНЫ
Мы могли бы уточнить вышеизложенное значение удвоения точки вследствие
поляризации, встав на чисто «онтологическую» позицию; но чтобы сделать
проблему более понятной, проведем вначале логический или даже просто грамматический
ее анализ. В самом деле, здесь имеются три элемента: две точки и расстояние
между ними. Нетрудно понять, что эти три элемента соответствуют элементам
высказывания: точки выполняют функцию двух терминов, а промежуток служит
выражением отношения между ними, играя роль «связки», т. е. элемента,
соединяющего оба термина. Если рассматривать высказывание в его самом
обычном и в то же время наиболее общем виде, а именно, как атрибутивное
высказывание, в котором в качестве «связки» выступает глагол «быть» (203),
то становится понятно, что оно выражает хотя бы относительное тождество
субъекта и атрибута. И это соответствует тому факту, что обе точки в реальности
представляют собой лишь удвоение одной и той же точки, как бы противостоящей
самой себе.
Отношение между двумя терминами можно также представить как отношение
познания. В этом случае бытие, чтобы познать себя, сопоставляет себя с
самим собой, раздваиваясь на субъект и объект, но притом оставаясь единым.
Данное утверждение можно распространить на всякое истинное познание, в
сущности заключающее в себе отождествление субъекта и объекта, которое
сводится к формуле «познающий есть познаваемое». Отсюда ясно, что данная
точка зрения напрямую соотносится с предшествующей, ибо можно сказать,
что познаваемый объект есть атрибут (или, что то же самое, — модальность)
познающего субъекта. Если перейти теперь к рассмотрению Универсального
Бытия, изображенного изначальной точкой в его неделимом единстве, Бытия,
из которого проистекает все сущее (насколько оно манифестировано в Существовании)
и по отношению к которому это сущее есть не более чем «сопричастное»,
— то можно сказать, что такое Бытие поляризуется на субъект и атрибут
без ущерба для своего единства. Тогда высказывание, согласно которому
Бытие есть одновременно и субъект, и атрибут, приобретает форму: «Бытие
есть Бытие». А это в действительности есть формулировка того, что в логике
называется «принципом тождества»; однако в таком виде данное высказывание
уже выходит за рамки логики и становится, по сути и прежде всего, онтологическим
принципом, какие бы следствия это ни влекло за собой в различных сферах
бытия. Можно сказать также, что эта формулировка выражает отношение Бытия
как субъекта (того, что есть) к Бытию как атрибуту (тому, чем это является);
так как Бытие-субъект есть Познающий, а Бытие-атрибут (или объект) есть
Познаваемое, связь между ними, следовательно, есть само Познание; в то
же время эта связь является выражением тождества; тем самым, абсолютное
Познание и есть тождество, а всякое истинное знание, будучи причастным
к абсолютному Познанию, также предполагает тождество — в той мере, в какой
оно реально возможно. Здесь можно добавить, что поскольку данное отношение
обретает реальность исключительно благодаря двум терминам, которые оно
связывает, — а они по сути едины, — то все три элемента (Познающий, Познаваемый
и Познание) суть воистину лишь одно (204); и это может быть выражено так:
«Бытие познает Себя в самом Себе» (205).
Насколько ценна данная формулировка для традиции, станет ясно, если принять
во внимание тот факт, что она содержится в тексте древнееврейской Библии,
в рассказе о явлении Моисею Бога в Неопалимой купине (206): Моисей спрашивает,
каково Его имя, и Он ответствует: Eheieh asher Eheieh (207), что традиционно
переводится как «Я есмь Сущий» или «Я есть Тот, кто есть». Однако наиболее
точным переводом в данном случае будет: «Бытие есть Бытие» (208). Фактически
можно рассматривать эту формулировку с двух точек зрения: согласно первой,
ее можно разложить на три последовательные стадии в соответствии с составляющим
ее порядком слов: Eheieh (Бытие), Eheieh asher («Бытие есть») и Eheieh
asher Eheieh («Бытие есть Бытие»). Постулировав Бытие, о Нем можно сказать
(следовало бы добавить: о Нем нельзя сказать) прежде всего то и только
то, что Оно, во-первых, есть, и, во-вторых, оно есть Бытие; эти необходимые
утверждения и составляют суть онтологии в собственном смысле слова (209).
Другой способ анализа этой формулировки заключается в том, что прежде
всего постулируется первое Eheieh, затем второе, как отражение первого
в зеркале (Образ созерцания Бытия Им Самим), а на третьем месте стоит
«связка» asher, как связь, выражающая их взаимное отношение. Все это полностью
соответствует вышесказанному: изначально единая точка раздваивается посредством
поляризации, которая является также и отражением, и отношение дистанции
(по существу взаимное) устанавливается между двумя точками в силу самого
факта их расположения друг против друга (210).
1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11
12 13
14 15
16 17
18 19 20
21 22
23 24
25 26
27 28
29 30
31 примечания
(открываются в новом окне)
|