Global Folio Search
использует технологию Google и предназначен для быстрого поиска книг в сотнях интернет - библиотек одновременно. Индексирует только интернет-библиотеки содержащие книги в свободном доступе
 
 
 
 
 
 
  Рассылки   Subscribe.Ru
Новости портала  "Монсальват"
 
 

Калеб
Фрагмент сочинения "КНИГА О СЛАВЕ ЦАРЕЙ KEBRA NAGAST"
перевод - Стариков И. В.
стр. 3


засвидетельствованное, в агиографии в т.ч. Царь Лалибэла из династии Загуйе, причисленный за свои заслуги к лику святых: "Один из самых знаменитых правителей этой династии (рубеж XII— XIII вв.), зачисленный в разряд отечественных святых — Лалибэла (Лалыбэла). ... житие указывает, что Лалибэла, когда занял трон, богато одарил бедных и нуждающихся, а в честь бога построил 10 храмов, не похожих один на другой. ... знаменитых монолитных храмов Эфиопии; вырубленные в скале, храмы в те времена, когда они воздвигались, были, несомненно, чудом архитектурной техники." (А. Бартницкий И. Мантель-Heчко "История Эфиопии") Лалибела - Гэбре Маскаль I Лалибела ( -1172-1212) - читаем, наприер, в списке эфиопских правителей - http://datarule.narod.ru/ethiopia.php. О времени Лалибелы известно только, что он был жив и правил в 1212 г. (по колофону одной роскошной ркп. Евангелия). * т.е. вполне возможно был жив и в 1225 - году упомянутом в Колофоне в связи с именем Лалибелы/Гэбрэ-Мэскэля!

149. согласно версии Предисловия, упоминание Гэбрэ-Мэскэля/Амдэ-Цыйона (GABRA MASKAL/’AMDA SEYON I) вполне определенно указывает на отрезок между 1314 и 1344 годами (время его правления), примерно тогда же патриархом Александрии был Георгий. "До 1959 г., когда эфиопская церковь отделилась, от александрийской патриархии, абунэ (дословно “наш отец”; титул главы эфиопской церкви) назначался александрийским патриархом обычно из египетских коптов." (А. Бартницкий И. Мантель-Heчко "История Эфиопии") Кроме того, примерно в это же время служил "абба Гийоргис (отец Георгий), монах из шоанского монастыря Гасычча, осуществивший переработку “Хорологиона” — произведения, определяющего время дневных и ночных церковных обязанностей." (А. Бартницкий И. Мантель-Heчко "История Эфиопии")

150. Полагаю, что именно здесь заканчивается цитата (или мнимая цитата) из арабского источника, и дальше идет уже речь Исаака, руководителя коллектива, работавшего над составлением и редакцией книги.

151. Увы, точных сведений об Abal'ez и Abalfarog нет.

152. См. конец главы 34.

153. Назрет - "Назрет (город на юге от Аксума) становится приблизительно до IX в. резиденцией патриархов слабеющего государства." (А. Бартницкий И. Мантель-Heчко "История Эфиопии"), **на карте более поздней эпохи (30-ые годы XX века) город с таким названием находится к юго-востоку от современной Аддис-Абебы.

154. По версии А.Бартницкого и И.Мантель-Нечко - ныбурэ ыд Йисхак. Ныбурэ ыд - "дословно “рукоположенный”, т. е. “назначаемый” или “посвященный”. Звание светского главы церкви, одно из самых старших и самых высоких в Эфиопии, давалось обычно главе аксумского собора Цыйон." (А. Бартницкий И. Мантель-Heчко "История Эфиопии")

155. Упоминание этого имени может нам дать предельную дату написания Эпилога Кебра Нэгэст (если не всей книги целиком) - 1320 год: "Усилия императора Амдэ-Цыйона I по централизации власти встретили вооруженное сопротивление на севере страны, в том числе и со стороны фалаша. В XIV в. в Тигре, а также в районах на север от Шоа, где был новый центр государства, имели место сепаратистские движения. Около 1320 г. император Амдэ-Цыйон подавил там восстание, возглавленное Ябикой-Ыгзиы." (А. Бартницкий И. Мантель-Heчко "История Эфиопии") С. Б. Чернецов, Некоторые предположения относительно причин происхождения эфиопской версии “Славы царей” // Эфиопские исследования. История, культура / Отв. ред. А. Н. Громыко (Москва, 1981) 26–31 (первоначальная цель перевода — обосновать претензии на эфиопский престол Йабика Эгзие, правителя области Эндерта в Тигре (1314—1322); приспособлено к воцарившейся амхарской династии после подавления мятежа этого правителя царем Амда Сионом). См. также: S. Chernetsov, Riches and Honor of Ethiopian kings (в настоящем томе). Мнение Чернецова о происхождении эфиопской версии поддержано М. Кроппом, который считает, что КН посвящена обоснованию прав древнего эфиопского “Сиона” в Аксуме вопреки претензиям нового церковного центра в провинции Ласта, построенного Лалибелой . “Слава царей ”, по объяснению Кроппа, — это и есть Сион, главный “герой” повествования и главный источник династических прав династии “Соломонидов”. См.: M. Kropp, Zur Deutung des Titels “Kebra nagast” // OC 80 (1996) 108–115. В пользу мнения Кроппа об отражении в КН конкуренции между Аксумом и Ластой свидетельствует и собственно загвейский материал — Житие Лалибелы. Согласно этому памятнику, Ковчег Завета находится вовсе не в Аксуме, а в Иерусалиме, где ему, наряду с другими святынями, поклоняется Лалибела: S. Kur, Еdition d’un manuscrit ethiopien de la Biblioth и que Vaticane: Cerulli 178 // Atti della Accademia Nazionale dei Lincei. Anno 369 — 1972. Memorie. Classe di Scienze morali, storiche e filologiche. Ser. VIII, vol. 16 (1972) 381–426, особ. 401/420 (эф. текст / фр. пер.; издано только здесь, т. к. фрагмент не вошел в первую публикацию Жития Лалибелы). Впрочем, альтернативная Кроппу недавняя гипотеза происхождения КН заслуживает не меньшего внимания. Согласно Гетачеу Хайле, связавшего материал изданной им хронологической заметки с датировкой царствования Гебра-Маскаля (“сына” — то есть, согласно Гетачеу Хайле, отдаленного потомка — Калеба) в КН, сама КН отражает события в Аксуме ок. 884

* * *

Оглавление темы     Примечания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
              Яндекс.Метрика