Global Folio Search
использует технологию Google и предназначен для быстрого поиска книг в сотнях интернет - библиотек одновременно. Индексирует только интернет-библиотеки содержащие книги в свободном доступе
 
 
 
 
 
 
  Рассылки   Subscribe.Ru
Новости портала  "Монсальват"
 
 

Православная Церковь в Польше и Литве от Казимира Великого до Сигизмунда III

В.А.Беднов

Источник: Православная Церковь в Польше и Литве. Минск.: Лучи Софии. 2003. Глава I. От Казимира Великого до Сигизмунда III



Начавшееся с конца XII столетия обособление северо-восточной Руси от юго-западной со времени Татарского погрома еще более усиливается и дает совершенно новое направление течению исторической жизни южнорусских земель. Соседние с ними народы — венгры, поляки и вновь вступающие на историческую арену литовцы — делают попытки завладеть частями юго-западной Руси. Наибольший успех в этом отношении имели со времени Миндовга (ум. в 1263 г.) литовские князья, присоединявшие к своим владениям одну землю за другой, попытки же венгров и поляков, претендовавших на Червоную, или Галицкую, Русь, оставались безуспешными до тех пор, пока со смертью князя Юрия II Андреевича в 1335 г. не прекратилась здесь династия русских князей из дома Рюриковых. В XIV веке вся юго-западная Русь, занимавшая огромнейший район по рекам Днепру с его притоками, по Западной Двине, Днестру и Южному Бугу, уже совершенно порывает связь с начавшими группироваться вокруг Москвы северо-восточными областями, вступает в тесное соприкосновение с литовцами и поляками и свою последующую судьбу соединяет с судьбой упоминаемых народов. Полоцк, Витебск, Смоленск, так называемая Черная Русь, Северная земля, Волынь, Подолия и Киев входят в состав могущественного Великого Княжества Литовского, а Червоная Русь в 1340 г., при Казимире Великом, присоединяется к Польше. Таким образом, православие встречается здесь с двумя верованиями: католическим, исповедуемым поляками, и язычеством, которого придерживались литовцы. Как и можно было ожидать, положение православной церкви в этих двух соседних государствах оказалось далеко не одинаковым.
Ко времени соединения в 1385 г. Великого Княжества Литовского с Польшей первое занимало огромнейшее пространство от Балтийского до Черного моря, с одной стороны, и от Угры, Оки и истоков Сейма до Западного Буга, с другой. Но на таком пространстве преобладала не литовская народность, а подразделявшаяся на разные ветви русская[1]. Среди массы русского населения, вошедшего в состав Литовского государства, литовское племя было ничтожно в количественном отношении. Но русские превосходили литовцев не только в количественном и территориальном отношениях, но и в культурном. Неудивительно поэтому, что они начинают оказывать цивилизующее влияние на литовцев, можно сказать, с момента присоединения к Литве первых русских земель (Полоцкой, Пинско-Туровской и др.), и это влияние возрастало по мере присоединения к Литве новых русских областей. Литовские князья сознавали преимущество русских перед литовцами, признавали пользу культурного воздействия русского населения на последних и старались всячески поддерживать его. Литовцы перенимали от русских ремесла и искусства, их обычаи и нравы, христианскую религию, право и даже язык. Конечно, не обходилось и без протестов со стороны литовской народности, что видим, например, по смерти Миндовга (в 1263 г.) в борьбе Жмудского князя Стройната с Полоцким-Товтивилом (православным) или в правление Тройдена (1270—1282 гг.)[2], но эти протесты подавлялись сочувствующими русской народности и ее культуре. Со вступлением на Литовский великокняжеский престол Витеня (1293—1315 гг.) русский элемент окончательно получает перевес над литовским и обрусение литовцев прогрессирует быстрыми шагами[3]. Для успешнейшего сближения литовцев с русскими литовские князья, сочувствующие русским началам, вступали в брак с русскими княжнами, а эти последние прилагали старания к распространению православия не только в своей семье, среди своих детей, но и в среде подданных. Так, Гедимин и Ольгерд были женаты на русских княжнах (у первого — Ольга и Ева, у второго — Мария Витебская и Иулиания Тверская); из семи сыновей Гедимина (1316—1341 гг.) четыре (Наримонт, Любарт, Кориат и Евнут) были крещены в православие; православными были и все двенадцать сыновей Ольгерда (1345— 1377 гг.)[4]. Примеры принятия христианства в форме православия литовскими князьями встречаются еще в XIII в.[5]
Брачные союзы литовских князей с русскими княжнами и распространение среди литовцев православия доставляли русской народности все большее и большее преобладание в Литовском государстве; высшей степени это преобладание русских народных начал, русской культуры достигло при великом князе Ольгерде (1345—1377), который все свое внимание и все свои симпатии сосредоточивал на интересах русского населения[6]. По примеру своих правителей литовское население усваивало русскую культуру. В этом отношении победители (литовцы) стали на решительный путь усвоения национальных особенностей побежденных (русских) и быстро перенимали их веру, обычаи и язык. Обрусение литовцев, высокую степень и значение которого для Литвы признают и польские историки[7], достигло того, что русский язык получил решительный перевес над литовским при дворах князей и между литовским боярством и сделался исключительно официальным языком администрации и суда на пространстве всего

* * *

Оглавление темы     Примечания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
              Яндекс.Метрика