ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 48

В целом запреты, принятые соборами, оставались безрезультатными. В действительности, никакое
теоретическое умозрение, никакой юридический или моральный авторитет не могли воспрепятствовать
тому, чтобы церковь и кладбище продолжали служить местом сбора всей общины, если она ощущала
необходимость периодически собираться и непосредственно управлять своей жизнью, или просто
чувствовать свое единство. Став местом публичных собраний, но отныне более изолированный от масс
населения, новый «общий дом», мэрия, утратил народный характер, который имели церковь и
кладбище. Дело было не столько в секуляризации общества (ведь мэрия должна была также
рассматриваться как своего рода светский храм), сколько в развитии в общественной жизни и
управлении бюрократических форм и в стирании глобального чувства общинности. В прежние же
времена община выражала в праздниках свое коллективное самосознание, давала в играх выход своим
молодым силам, и все на том же самом месте, где она собиралась по своим религиозным, судебным,
политическим, торговым делам, — на кладбище.

Из запретов, постоянно и бесполезно повторяемых церковными соборами в течение столетий, мы
узнаем, что кладбища служили, наконец, местом прогулок, свиданий, игр и иных всевозможных утех.
Так это и осталось в Бретани Анатоля Ле Браза: после вечерни парень назначает девушке рандеву под
кладбищенским вязом или тисом и дожидается дней паломничества, чтобы пригласить ее там же на
прогулку или на танец[87].

В 1231 г. Руанский собор запретил "под страхом отлучения плясать на кладбище или в церкви". Это же
постановление было почти в неизменном виде повторено на Нантском соборе в 1405 г.: всем без
исключения воспрещалось плясать на кладбище, играть в какие бы то ни было игры; не должно было
быть на кладбище ни мимов, ни жонглеров, ни бродячих музыкантов, ни шарлатанов с их
подозрительными ремеслами[88].

Кладбище Невинноубиенных младенцев было в XVII-XVIII вв. чем-то вроде пассажа: зеваки
прогуливались там, глазея на прилавки книгопродавцев, бельевщиков, галантерейщиков. Два из
четырех chamiers получили свои названия от промысла, который там велся: галерея бельевщиков,
галерея писарей. Не всем, однако, подобные кладбищенские картинки были по вкусу. «Посреди этой
сутолоки совершались захоронения, раскапывались могилы, извлекались из земли еще не
разложившиеся до конца трупы. Даже в сильные морозы почва кладбища источала зловоние», —
гласит один текст 1657 г. [89]

Публика на кладбищах прогуливалась часто подозрительная. Уже в 1186 г., по свидетельству Г ийома
Бретонского, на кладбище Невинноубиенных младенцев занимались проституцией. Но и четыре века
спустя, во времена Рабле, репутация парижских кладбищ была не лучше. «Это хороший город, чтобы
жить, но не чтобы умереть», ибо бродяги, оборванцы, попрошайки толклись на кладбищах день и ночь.
А вот свидетельство, дошедшее к нам из XVIII в.: «Там обретались бедняки, порождая грязь, болезни,
заразу и предаваясь всякого рода излишествам».

Рынок, место объявлений, провозглашения приговоров, аукционов, место собраний общины, прогулок,
игр, свиданий и дурных промыслов, кладбище было еще и просто большой площадью: общественным
местом, центром коллективной жизни. Несомненно, именно размещение там рынка вызвало начиная с
XII-XIII вв. расширение некоторых кладбищ. Они стали походить на большие перекрестки
средневековых городов, где в центре возвышались каменные кресты.

Мы не знаем, кладбища или внутренний двор монастыря послужили прообразом квадратных или
прямоугольных площадей, обнесенных торговыми галереями, таких, как Пляс-де-Вож или Галери-дю-
Пале в Париже. Жители городов, больших и малых, с XVI по XVIII в. любили замыкать свою
общественную жизнь в этих пространствах, некоторые из которых, как, например, Сент-Инносан, были
кладбищами. После разрушения Сент-Инносан местом прогулок и утех стал другой замкнутый
прямоугольный двор — двор Пале-Руаяль. На смену галереям Пале-Руаяль пришли, в свою очередь.
Большие бульвары: человек XIX в. предпочитал пространствам квадратным и замкнутым открытое и
линейное пространство бульвара с террасами кафе. От старых вкусов, быть может, остались в
урбанизме XIX в. лишь крытые пассажи.

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

ЗОЖ, гены или судьба: от чего зависит, сколько вы проживете

Лучших образцов соблюдения правил ЗОЖ, чем эти артисты, не найти.

Петербургскому хирургу вручили премию за удаление сложнейшей опухоли

Профессор Левченко стал лауреатом премии Фонда им. академика М.И. Перельмана.

Apple перенесла дату выхода смарт-колонки HomePod на 2018 год

Компания Apple перенесла дату выхода смарт-колонки HomePod на 2018 год, сообщили в пресс-службе американской корпорации.

Китай планирует построить космические ядерные шаттлы к 2040 году

Китай планирует к 2040 году начать запуск двухступенчатых ракет повторного использования нового поколения и космических шаттлов с ядерной силовой установкой, позволяя вести разведку и разработку месторождений на астероидах.

Ипотека в Подмосковье теснит аренду

По данным на конец октября, в Подмосковье соотношение между арендой и ипотекой составляет 30:70.

Гостиницы Вологды готовятся к Новому году

По сравнению с прошлым годом количество туристов, прибывающих в Вологду, возросло на 5%. За 9 месяцев 2017 года областную столицу посетили 172 тысячи человек.

Число туристов в октябре выросло на 14%: Cystat

Число гостей из Великобритании - основного источника въездного туризма на Кипре - выросло на 0,5% - до 134 575 человек по сравнению с октябрем 2016 года, в то время как из России, второго по величине рынка, прибыло туристов на 7,1% больше (87 325 человек).