ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 120

скульптуры, также богато представленный в нашем воображаемом музее, мы подробнее рассмотрим
ниже. Надгробие на колонне нефа Мецского собора, датируемое 1379 г., состоит из двух ярусов: вверху

— странствия души, спасенной архангелом Михаилом из лап дьявола, внизу — усопший,
преклонивший колени перед сценой Благовещения.

В XIV-XV вв. иконография, сочетающая изображения лежащего тела и отлетающей души, становится
все более редкой. Исключением остается сцена успения Богоматери, где ее душу воспринимает сам
Христос. Как и изображение признаков разложения трупа в искусстве macabre, картина перемещения
души знаменует собой период кризиса в традиционной концепции смерти как покоя и блаженного сна.

Соединение «лежащего» и «молящегося»

Одновременно проявляется тенденция, которая вскоре приводит к формированию новой модели,
представленной в XVI в. шедеврами надгробной пластики. Здесь изображение усопшего повторяется в
различных позах в разных ярусах памятника. Вопреки первоначальному мнению историков искусства,
эта модель имела распространение не только в королевских некрополях, но уже с XIII в. заметна и в
обычных, массовых надгробиях.

Примером может служить стенная табличка конца ХП1 в. одного каноника Тулузского собора. Таких
миниатюрных надгробий в дальнейшем будет множество, и их без разбора уничтожали в течение
столетий. Табличка эта не свидетельствует ни о каких-либо художественных амбициях мастера, ни о
желании заказчика выделиться среди других, но отражает его представления о смерти и о
потустороннем мире: узкая поверхность таблички целиком заполнена барельефными сценами,
обрамленными надписью. В нижней части мы видим изображение лежащей фигуры: это сам каноник в
капюшоне, покоящийся в мире, в традиционной позе, с руками, скрещенными на груди; ногами он
попирает некое животное, которое трудно распознать (по слову псалмопевца: «Попирать будешь льва и
дракона»). Покойный победил зло и может теперь насладиться блаженным сном. Верхняя часть
композиции, в свою очередь, делится на две горизонтально расположенные сцены. Слева — ангел
ведет душу в облике младенца; справа — Отец Предвечный в славе, поддерживаемый двумя ангелами,
как Христос Апокалипсиса в тимпанах XII в. Перед ним стоит на коленях умерший каноник, сложив
ладони, в позе, которую историки искусства называют «донаторской». Мы узнаем в этой фигуре
вторую основную модель надгробной скульптуры: «молящегося».

Надгробие в соборе в Тулузе содержит в концентрированной форме главные темы, к которым
современники покойного каноника были особенно привязаны. Темы эти издавна уже существовали в
теологической литературе, но только теперь заявили о себе и в надгробной иконографии: тело, из
которого ушла жизнь; душа в ее странствии; блаженный праведник в раю. Чувствуется, что
вдохновитель надгробия испытывал потребность представить все эти различные моменты
одновременно, параллельно. Раздробление единого человеческого целого — характерная черта
иконографии этого короткого периода кризиса, когда можно угадать колебания между традиционной
концепцией homo totus, целостного человеческого существа, пребывающего в покое и неподвижности,
и концепцией множественности человеческой сущности. Колебания заметны, однако, только в
надгробиях, заказанных представителями социальной или интеллектуальной элиты: к ней, видимо, и
принадлежал каноник Эймерик, скончавшийся в 1282 г. В других надгробиях сохраняется верность
старой модели, воплощенной в образе «лежащего». Поэтому надгробие каноника Эймерика следует
рассматривать как некую программу, предвосхищение дальнейшей эволюции. Часть этой программы

— тема перемещения души — будет вскоре оставлена. Но соединение «лежащего» и «молящегося»
сохранится надолго, и надгробия с двухъярусной скульптурной композицией ныне особенно ценимы
историками искусства.

Соединению «лежащего» и «молящегося» предшествовали и другие сочетания, также представляющие
интерес. По-видимому, поначалу были испробованы иные типы сочетания: например, двух лежащих
фигур, изображающих одного и того же человека, на одном надгробии. Так, на надгробии сына короля
Людовика Святого (вторая половина XIII в.) можно видеть на одной из боковых поверхностей цоколя

Предыдущая Начало Следующая  
 
 
 
 

Новости

Эксперты обнародовали 10 признаков необходимости перемен в жизни

Эксперты обнародовали 10 признаков необходимости перемен в жизни.

Ученые: Люди не хотят знать свое будущее

Психологи пришли к выводу, что люди не хотят знать ничего о будущем. Специалисты утверждают, что это общечеловеческий феномен. Ранее информагентство Nation News сообщало о том, что ученые потеряли уникальный образец металлического водорода.

Планшет Samsung Galaxy Book получит S Pen и Air Command

Как информирует MSPoweruser, планшет станет поддерживать LTE, тогда как S Pen сможет реализовать все свои возможности в работе с Samsung Galaxy Book, это касается и поддержки Command Air.

Глобальная аудитория киберспорта к 2020 году составит 600 млн человек

По прогнозам, глобальная аудитория киберспорта вырастет до почти 600 млн человек к 2020 году. Общий доход киберспорта возрастёт с $ 325 млн в 2016 году до $ 1,488 млрд — в 2020-м.

Москва и Подмосковье закрепились в первой десятке рейтинга регионов по качеству жизни в 2016 году

Исследование "РИА Рейтинг" о качестве жизни в субъектах РФ строится на основе комплексного учета показателей тех или иных аспектов жизни в регионах.

Аксенов: объем инвестиций по проектам Крымской СЭЗ превысил 80 млрд

Общее число участников Крымской свободной экономической зоны по итогам 2016 года приблизилось к 740. Такие данные привел глава Республики Крым Сергей Аксенов, выступая 22 февраля с отчетом перед депутатами Госсовета, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе главы РК.

В Крыму определили пользователей 285 пляжей

В Крыму провели инвентаризацию пляжей и определили пользователей 285 пляжных территорий. Об этом сообщил первый заместитель министра курортов и туризма РК Игорь Котляр на заседании Совета министров Крыма.

Около 5,6 млн туристов посетили Крым в 2016 году

Туристический поток в Крым в 2016 году составил 5,6 млн туристов, достигнув потолка при существующем уровне логистики. Об этом заявил в четверг в беседе с корреспондентом ТАСС министр курортов и туризма Республики Крым Сергей Стрельбицкий.