ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 121

тело умершего, которое несут на носилках в похоронной процессии, а вверху, на цоколе, лежит в
традиционной позе надгробная статуя. В других композициях на одной из лежащих фигур заметны
признаки смерти, а вторая имеет облик живого человека. На надгробии Людовика XII в аббатстве Сен-
Дени одно из его лежачих изображений представляет человека в момент перехода от жизни к смерти:
глаза закрыты, изо рта еще вырывается предсмертный хрип, на лице спазм агонии[203].

Иногда на надгробиях такого типа, двухъярусных, помещали одно над другим лежачие изображения не
одного и того же, а разных персонажей: скажем, мужа и жены (надгробие XIV в. Ульриха и Филиппы
фон Ферд в Страсбурге). Или представляли одного человека, но в разных возрастах его земной жизни
(надгробие Жана де Монмирай в Лондонском аббатстве: внизу рыцарь в классической позе
«лежащего», с руками, скрещенными на груди; вверху, также распростертый на спине, тот же человек,
но в одеянии монаха, которое он принял в конце жизни, с руками, спрятанными в рукава). Идея
множественности человеческой сущности, выразившаяся структурно в двоичности надгробного
портрета, постепенно побеждала традиционную концепцию целостности человека.

На исходе Средневековья и в начале Нового времени в надгробной иконографии, наряду с сохранением
еще на некоторое время надгробий с единичной фигурой «лежащего», утверждается модель,
располагающая одного над другим «лежащего» и «молящегося», модель, которую, как мы помним,
предвосхищает надгробие каноника Эймерика в Тулузском соборе. На другом монументальном
надгробии того же времени, конца XIII в., в Нёвиллетт-ан-Шарни соединяются скульптурное
изображение лежащего рыцаря, с мечом на боку, скрещенными руками и открытыми глазами, и
живописное изображение молящегося, стоящего на коленях перед Святой Девой с Младенцем.
Сочетание барельефа, каменной резьбы или статуи, с одной стороны, и живописи, с другой,
характерно, насколько можно судить, для наиболее ранних композиций, где совмещены «лежащий» и
«молящийся». Позднее живопись окончательно вытесняется скульптурой.

Часто утверждается, что соединение двух моделей изображения было осуществлено для больших
надгробий королей из династии Валуа в Сен-Дени, надгробий двухъярусных, «двухпалубных», где
внизу — лежащая фигура короля, а вверху — он же на коленях в молитвенной позе. Блестящие
образцы высокого надгробного искусства, они пользовались громкой славой, так что в XVI в.
испанский король Филипп II воспроизвел эти надгробия в Эскориале, с той, однако, разницей, что
посетители церкви могут видеть лишь «молящихся», «лежащие» же заменены телами самих умерших
королей, скрытыми в нишах крипты. Все эти великие произведения тяготеют к монументальности,
грандиозности, свойственной вообще надгробиям последнего периода Средневековья. Надгробия
королей впечатляют, и, быть может, именно поэтому в истории искусства с ними связывают появление
фигуры «молящегося»: в ней видели трансформацию верхней лежащей статуи, которую при большой
высоте надгробия трудно было бы разглядеть снизу.

Однако «молящиеся» существовали и раньше, и не только на надгробиях XIII-XIV вв., но и в
живописи, на витражах и т. д. Речь идет о знаменитых «донаторах», чьи изображения в молитвенной
позе, со сложенными ладонями встречаются повсюду начиная с XIII в. Широкое распространение,
которое получили эти изображения, заставляло историков полагать, что они не были обязательно
связаны с надгробным искусством. Я же, напротив, считаю, что их присутствие связано если не с
надгробием в узком смысле слова, то по крайней мере с расширительной концепцией надгробия,
отделяемого от собственно погребения и тем более от места захоронения. Присущая надгробию
двойная миссия увековечения и исповедания веры распространяется, за рамками собственно
погребения и помимо символического памятника, на котором высечена идентифицирующая надпись,
на все окружение могилы — на часовню, где стоит надгробие, на ее витражи, на алтарь, где служат
поминальные мессы, и даже, в случае с великими мира сего, на всю церковь, превращающуюся в
семейную усыпальницу. Поэтому донатор, то есть будущий усопший или наследник усопшего,
возлагая на свое изображение ту же миссию увековечения памяти и исповедания веры, приказывает
представить его в позе «молящегося».

Образ донатора в молитвенной позе предвосхищает его посмертную судьбу в потустороннем мире,
какой он сам хотел бы ее видеть. Ибо «молящийся» — персонаж сверхъестественный. В первые века
долгой истории его существования, с XIV по начало XVII в., «молящийся» никогда не бывал
изображен один, будь то на надгробии, в живописи, в церковной скульптуре или на витражах.
«Молящийся» составлял часть небесной курии, как о ней говорится в покаянной молитве Confiteor или
в преамбуле завещаний. Он был приобщен к группе святых, хотя и не смешивался с ними.

Предыдущая Начало Следующая  
 
 
 
 

Новости

В США 37-летняя женщина перепутала схватки с выходом камней из почек

37-летняя американка Стефани Джегерс родила ребенка, не зная о том, что беременна. Начало родов она перепутала с обострением почечнокаменной болезни. Рождение очередного ребенка американская гражданка Стефани Джегерс восприняла с большим удивлением.

Жиры вызывают метастазы рака — Ученые

Чтобы проверить, как потребление жиров влияет на активность белка CD36 и, соответственно, на процесс метастазировния, ученые «посадили» мышей, страдающих раком полости рта, на различные диеты.

Стали известны лучшие антивирусы для Windows 7 2016 года

С целью помочь определить лучшие средства защиты для Windows 7, было проведено тестирование большого количества антивирусов. Исследованием занялся институт AV-TEST. Многие пользователи ПК часто сталкиваются с проблемой защиты своего программного обеспечения.

Square Enix улучшит Final Fantasy 15

29 ноября текущего года вышла долгожданная Final Fantasy 15. После ее выхода на рынок прошло чуть больше недели, однако она уже завоевала сердца геймеров, отдающих предпочтение PS4. Прошло несколько дней после официального выхода игры, и пользователи приобрели уже более пяти миллионов ее копий.

Классификацию гостиниц хотят завершить в Москве до конца 2016 года

Процедуру классификации гостиниц планируют завершить в Москве до конца текущего года, на сегодняшний день ее прошли уже около 860 заведений, сообщается на официальном портале мэра и правительства столицы.

С начала года Москву посетили 17,4 млн туристов

С начала года столицу посетило порядка 17,4 млн туристов. Об этом информирует агентство "Москва" со ссылкой на пресс-службу столичной мэрии. По имеющимся данным, за текущий год турпоток в столичный регион вырос на 250 тысяч человек по сравнению с прошлым годом.

Росстат расставил приоритеты: Отдых в Турции заменили на Грецию и Таиланд

Росстат обновил перечень товаров и услуг, за которым будет наблюдать в течение 2017 года. Так, из мониторингового набора исчезли туристические поездки в Турцию. На смену им пришли новые направления – Греция и Таиланд.

Трасса Кисловодск – Сочи привлечет на Кавказ до 10 млн туристов в год

Дорога станет транспортным коридором, соединяющим регионы Северного Кавказа с Черным морем, который окажет огромное влияние на экономику обоих регионов. В начале ноября 2016 года руководство Ставрополья представило проект трассы Кисловодск — Сочи стоимостью порядка 65 млн рублей.