ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 122

Средневековая иконография издавна разделяла канонизированных святых и просто праведников,
обеспечивших себе своими добродетелями вечное блаженство на небесах. В византийской традиции,
на мозаиках Равенны и Рима, папы и императоры приобщены к апостолам и святым, но ореол, в
котором они предстают перед зрителем, не круглый, а прямоугольный. «Молящиеся» на исходе
Средневековья являются преемниками этих персонажей в квадратном ореоле на небесах. «Молящиеся»
стоят на коленях, сложив ладони, святые же члены небесной курии возвышаются над ними в полный
рост. Привилегия быть изображенным в раю, которой прежде удостаивались лишь папы и императоры,
распространяется в XV—XVII вв. на всех тех, кто обладал в глазах современников правом на видимое
надгробие.

Таким образом — и это необходимо подчеркнуть, — «молящийся», даже если он представлен еще
живущим, не земной человек. Преклонив колени перед Отцом Предвечным во всем Его величии, перед
Святой Девой с Младенцем или перед несколькими выдающимися святыми, он сам являет собой образ
вечности. Он перенесен не просто в рай, но в средоточие божественной силы. Его поза выражает
предвосхищение вечного спасения, как поза «лежащего» выражает наслаждение вечным покоем. И тут,
и там вечность, но акценты расставлены по-разному: динамизм спасения противостоит пассивности
покоя. Подобно святым, но с собственными атрибутами, которые отделяют его от членов небесной
курии, «молящийся» входит в мир сверхъестественного, и это представление будет упорно сохраняться
до тех пор, пока протестантские и католические реформы не принудят живущих к большему смирению
и страху. Но пока образ «молящегося», на коленях, со сложенными ладонями, оставался в силе,
граница между миром земным и миром потусторонним была неощутимой и зыбкой.

Можно проследить развитие форм этой модели. Поначалу фигуру в молитвенной позе изображали так,
как мы только что описали: на небесах, перед Богом-Отцом или Христом, перед Богоматерью или
распятием, в верхней части надгробия. «Молящийся» должен был выражать одно из состояний
человеческой сущности, другое состояние олицетворял «лежащий», в нижнем ярусе памятника. В
дальнейшем «лежащий» исчезает, как будто, несмотря на давление теологии и высокого
спиритуализма, победу одерживают старые представления, отвергавшие дробление человеческой
сущности и не принимавшие помещения на одном надгробии двух различных изображений одного и
того же человека. Или «лежащий» — или «молящийся». Выбор второй модели весьма знаменателен:
сознание скользнуло в сторону души, а не тела.

В результате надгробие, почти всегда вертикальное, сохранило лишь «молящегося», соединенного с
какой-либо религиозной сценой. Зачастую эта композиция отделялась от собственно надгробия: ее
переносили на ретабль алтаря или в другое значимое место церкви. Наконец и религиозная сцена
исчезает, и «молящийся» остается один, как бы выделившись из группы, частью которой он был. Во
всех случаях он становится главным сюжетом надгробия. Символический образ смерти, сама его поза
ассоциирует его со смертью, уже наступившей или ожидаемой и предвидимой.

Отныне, с XVI по XVIII в., скульптурное надгробие почти всегда включает фигуру в молитвенной
позе. Модель эта могла иметь две формы. Миниатюрная форма: стенное надгробие или табличка с
надписью внизу и барельефным или выгравированным изображением «молящегося» или «молящихся»
в соединении с религиозной сценой. Монументальная форма: большое цокольное надгробие со статуей
«молящегося», часто воздвигнутой над каменным или металлическим саркофагом.

Благодаря разнообразию пластических возможностей, которые открывала фигура «молящегося», в
отличие от «лежащего», новая модель лучше отвечала развившимся на исходе Средневековья новым
потребностям семейной и религиозной чувствительности. В XVI—XVII вв. «молящийся» не всегда
стоит один. Иногда с ним соединена вся его семья, входящая вместе с ним в мир сверхъестественного.
Диспозиция эта скоро стала расхожей: слева от небесных заступников жена со всеми дочерьми, справа,
на почетном месте, муж, за которым стоят все его сыновья один за другим.

Таково было первое зримое изображение семьи — прообраз семейных портретов, которые долгое
время оставались собранием «молящихся» перед религиозной сценой, иначе говоря — произведением
надгробной иконографии, но отделенным от своей изначальной функции. Индивидуальные портреты
также долго следовали этой модели (надгробие канцлера Роллена, где он изображен на коленях, в
молитвенной позе перед Святой Девой), будучи одновременно напоминанием о смерти, увековечением
памяти родных или друзей и выражением благочестия. «Молящиеся» выступают в сопровождении не
только семьи, но и их святых покровителей — защитников и заступников, вводящих их в небесную

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Оценена готовность России к вспышке коронавируса

При наиболее негативном сценарии проникновения коронавируса в Россию (около 5 процентов заразившихся от общего числа населения), учитывающий дальнейшее развитие эпидемии, может не хватить 7,3 миллиона мест в инфекционных отделениях.

Власти КНР назвали долю умерших и выздоровевших от коронавируса

Среди всех заразившихся новым коронавирусом в материковой части Китая скончались 2,7%, выздоровели — более 19%. За остальными наблюдают врачи, следует из данных, опубликованных 19 февраля региональными комитетами по вопросам гигиены и здравоохранения КНР.

Складной Samsung Galaxy Z Flip треснул после первого сгибания

Экран Samsung Galaxy Z Flip треснул при первом сгибании. Как сообщает ToDay News Ufa, не так давно мир облетела новость о новопреставленном смартфоне, гибкий дисплей которого выполнен на основе гнущегося стекла. Однако, как оказалось, стекло порой гнётся лишь один раз.

Изыскательские работы для Ленского моста начались в Якутии

Концессионер начал изыскательские работы в Якутии для строительства моста через реку Лена. На место будущей стройплощадки перебазировали четыре буровых установки для старта изыскательских работ «со льда».

Торговый центр у Речного вокзала могут выкупить за 500 млн рублей

Собственник объекта – ООО "Магнат" – получил разрешение на реконструкцию магазина рядом с Речным вокзалом в 2005 году. Через четыре года департамент градостроительства и архитектуры (ДГА) администрации Перми выдал компании разрешение на строительство ТРЦ площадью 5 тыс. кв. метров.

Цены на квартиры в новостройках установили новый рекорд

По данным исследования федерального портала "Мир квартир", с 2014 по 2019 год средняя стоимость квартир в новых домах в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Сочи и Перми увеличилась на 38,6% — до 107,3 тыс. рублей за 1 кв. м. Таким образом в России установились самые высокие цены на квартиры в новостройках за последние шесть лет.

В аэропортах Турции уменьшат количество звуковых объявлений

Турецкое государственное управление аэропортов (DHMİ) в 2020 г. запустит во всех воздушных гаванях республики концепцию «Тихий аэропорт», сообщает АТОР. По словам главы DHMİ Хусейна Кескина, сократив количество звуковых объявлений, аэропорты повысят комфорт пребывания в них пассажиров.

Туристы не испугались слухов о закрытии Турции

В объединенной сети «ТБГ и Горячие туры» сообщили, что входящие в нее агентства не отмечают какого-либо беспокойства туристов относительно предстоящих поездок в Турцию.