ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 125

Мне кажется, что признак, если не доказательство, такой связи между портретом и смертью можно
найти в памятнике Изабеллы Арагонской, королевы Франции, в Козенце в Калабрии. После смерти
Людовика Святого в Тунисе она со всем двором и войском крестоносцев возвращалась во Францию
через Италию: то была необычайная траурная процессия, быть может, первая в таком роде. В 1271 г. в
Калабрии падение королевы Изабеллы с лошади вызвало преждевременные роды, от которых она
скончалась, и ее муж, Филипп Отважный, воздвиг на месте ее кончины вертикальное надгробие с
«молящейся» фигурой — несомненно, одной из первых в надгробной пластике Средневековья.
Королева стоит на коленях перед Святой Девой с Младенцем. Копия этого памятника находится в
парижском музее Трокадеро. Поражает это распухшее лицо, перерезанное шрамом, с закрытыми
глазами. Можно предположить, что скульптор использовал посмертную маску, снятую сразу после
смерти. Мы знаем, что в XV-XVI вв. такая практика была весьма распространена, возможно, она была
известна ив 1271 г. Соблазнительная гипотеза: молодая женщина на коленях с лицом умершей, не для
того, чтобы внушать страх, как в образах искусства macabre, а для достижения портретного сходства.

Сегодня эта гипотеза отвергнута. Как замечает А.Эрланд-Бранденбург, нет никаких свидетельств
существования практики посмертных масок в XIII в. Особенности лица на памятнике могли иметь
причиной глиняную жилу в известковом туфе, использованном скульптором. Но как же в таком случае
быть с закрытыми глазами королевы? Глаза у «молящихся» всегда открыты. Если и не было восковой
или гипсовой маски, снятой с лица умершей, то, может быть, лицо на памятнике все же имитирует его?
Люди издавна умели манипулировать трупами, особенно когда их приходилось переносить с одного
места на другое. Обычно их зашивали в кожаный мешок, как это происходит в романе о Тристане и
Изольде. Но перед этим вынимали сердце и внутренности, добавляли благовония, бальзамировали.
Существовала молчаливо признававшаяся связь между сохранением тела и сохранением сущности,
ведь тела святых чудесно сохранялись. Извлечение сердца и внутренностей позволяло умножить число
мест погребения и видимых надгробий, их обозначавших. Внутренности Вильгельма Завоевателя
похоронены в Шалю, тело в аббатстве в Кане, сердце в Руанском соборе. Много лет спустя король
Карл V также имел три гробницы, а его прославленный коннетабль Бертран дю Геклен, умерший в
1380 г., даже четыре: для плоти, сердца, внутренностей и костей.

В эпоху «второго Средневековья», когда нужно было перенести тело умершего в другое место, его не
зашивали больше в кожаный мешок, но погружали в кипяток, чтобы отделить мясо от костей. Плоть
хоронили на месте, воздвигая там первое надгробие. Кости же предназначались для самого желанного
из мест погребения, и над ними сооружался самый пышный памятник, ведь высохшие кости
рассматривались как благороднейшая часть человеческого тела, несомненно, именно потому, что самая
долговечная. Любопытный параллелизм между расчленением тела на плоть, кости, сердце и
внутренности и разделением человеческого существа на тело и душу!

В XIV в. этот обычай был, очевидно, настолько распространен, что папа Бонифаций VIII счел нужным
его запретить. Однако в годы Столетней войны этот запрет часто нарушался. Подобные манипуляции с
трупами, сооружение надгробия для каждой части тела свидетельствуют о новом пристальном
внимании к телу — обиталищу человеческой сущности. Снятие посмертной маски, к какому бы
периоду оно ни относилось, представляется мне одной из таких операций, вдохновляемой теми же
мотивами: попыткой спасти от гибели нечто, выражающее нетленную индивидуальность человека,
прежде всего лицо, в котором заключена тайна личности.

Обычай снимать посмертную маску просуществовал до XIX в., о чем свидетельствуют хотя бы слепки
маски Бетховена, украшавшие собой буржуазные салоны. Мы уже видели, что терракотовые статуи

XVI    в. графов Тулузских в музее августинцев были исполнены с использованием посмертных масок. В

XVII    в. люди уже не ждали момента смерти, чтобы обеспечить своей надгробной статуе неоспоримое
сходство с оригиналом. В 60-е гг. XVII в. в Лондоне Сэмюэл Пепис отмечал в своем знаменитом
«Дневнике», сколько беспокойств доставило ему снятие прижизненной маски с его лица, когда он был
полон сил и даже не помышлял о смерти.

Поэтому не столь уж важно, является ли лицо Изабеллы Арагонской в Козенце посмертной маской,
или скульптор работал, имея перед глазами лицо умершей. Как мы могли убедиться выше,
средневековые мастера надгробной скульптуры избегали представлять «лежащего» в виде умирающего
или только что умершего. Однако с определенного времени они стремились передать сходство с
усопшим, дабы представить его живым. Для нас имеет значение лишь само совпадение во времени
этих различных явлений: связь между лицом умершего и портретом живого (посмертная маска),

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Загадочная болезнь привела к аномальному росту груди у женщины

В Таиланде женщина лишилась возможности передвигаться без костылей из-за груди, выросшей до аномальных размеров. Об этом сообщает издание Daily Mail. 46-летняя Лам Пхраи Си Нуан (Lam Phrai Si Nuan) из одной из деревень в провинции Пхитсанулок три года назад заметила, что у нее увеличивается грудь.

Инсулин. Министр Наталья Мазина выступила с официальным заявлением

Сегодня министр здравоохранения Саратовской области Наталья Мазина выступила с заявлением. Поводом стала остросоциальная тема лекарственного обеспечения инсулинозависимых граждан. Предлагаем вашему вниманию текст, предоставленный пресс-службой ведомства.

За смартфоны Huawei без приложений Google и Facebook вернут деньги

Расширенная гарантийная программа для продукции Huawei заработала на Филиппинах. По ее условиям, если в смартфонах и планшетах этого бренда перестанут работать приложения Google или Facebook, то пользователям будут полностью возвращены потраченные на покупку средства.

В Сети показали рендеры смартфона Xiaomi Mi 10

На тыльной стороне смартфона разместят тройную камеру и времяпролетный модуль для определения глубины сцены. Такое решение сейчас можно встретить в Huawei P30 Pro. Процессор в Xiaomi Mi 10 будет от Snapdragon и возможно в устройстве уже будет 5G модем.

В Санкт-Петербурге упали темпы жилищного строительства

Регионами-лидерами по снижению темпов в жилищном строительстве стали Магаданская область, Камчатский край и Петербург. Здесь произошло сокращение объемов на 61%. В число отстающих регионов также вошел Алтай: за последние четыре месяца здесь объемы жилищного строительства снизились на 57%.

В Воронеже появится складской комплекс формата light industrial

Комплекс планируется ввести в эксплуатацию в 2020 году. Первый в Черноземье и третий в России логистический многофункциональный комплекс Smart Blocks построят в Северном районе Воронежа на участке площадью почти в 25 тысяч квадратных метров.

Французские воздушные туристы впервые прилетели в Екатеринбург

В Екатеринбурге приземлились 18 легких самолетов. Прилетевшие на них французских туристы участвуют в "Ралли Аэро Франс 2019". Они посетят главные городские достопримечательности и побывают на заводском Урале.

АТОР: российские туристы все больше стараются экономить на отдыхе

«Разрыв между бюджетным и дорогим уровнем по готовности тратить деньги на дополнительные услуги на местах явно вырос», - подчеркнула Ломидзе. Эксперт заметила, что возможности сэкономить на летнем отдыхе существуют, если мониторить ситуацию на отдельных направлениях.