ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 144

философы-деисты или атеисты, вновь сосредоточивают свое внимание на смертном часе. Это
объясняется тем, что отныне благой, мирной и безмятежной кончине придается новый смысл и
традиционная оппозиция «праведник — грешник» сменяется новой: «верующий — неверующий».
Верующий и неверующий, оба начинают претендовать на истинно благую смерть, представляя смерть
противника, кем бы он ни был, ужасной, исполненной тревоги и смятения.) Отношение гуманистов и
церковных реформаторов к самому моменту смерти будет все больше и больше тяготеть над
общественными нравами. Мы должны теперь рассмотреть последствия этой позиции и ее глубинный
смысл.

Последствия девальвации благой смерти

Первое следствие развенчания, десакрализации смерти — то, что она теряет свое почти магическое, во
всяком случае, иррациональное могущество, исполненное первобытной дикости. Столь страшившие
людей Средневековья внезапная смерть и смерть насильственная банализируются. Ни Салютати, ни
Эразм, ни Беллармин уже не видят особой опасности для спасения души в mors improvisa, внезапной
смерти, а первые двое даже предпочитают ее долгому угасанию от болезней, подвергающих человека
невыносимым страданиям. Камни в почках заставляли Эразма желать скорой смерти. Античные
авторы, замечал он, «не без оснований говорят, что мгновенная смерть — самое большое счастье в
жизни».

Не менее интересно отношение реформаторов к казни осужденных. Для писателей нового поколения

— но, конечно, еще не в самой реальности — казнь утратила характер торжественного
жертвоприношения, исполняющего компенсаторные функции. В их глазах жертва больше не является
пугающим воплощением зла, испытывающим возмездие всех человеческих и божественных сил,
которым она бросила вызов. Эти авторы уже не считают важным, чтобы в серьезных случаях
умерщвление преступника совершалось публично, как литургия. В течение долгих столетий
Средневековья общее мнение склонялось к тому, что казнимый — креатура дьявола, уже попавшая в
ад. Обращение к казнимому с духовным утешением казалось чем-то излишним, запретным, если не
кощунственным. Но церковь никогда не принимала этой точки зрения и настаивала на присутствии
священника рядом с палачом. Более того, для кардинала Беллармина и его последователей
приговоренный к смерти реабилитирован своим страданием и покаянием. Его благочестие превращает
казнь в искупление, так что смерть его становится благой смертью, лучшей, чем многие иные. О
казнимых Беллармин пишет с воодушевлением: «Когда они начали умирать для жизни смертной, они
начинают жить в бессмертном блаженстве».

Можно ли интерпретировать девальвацию «точной» смерти, самого смертного часа, как позитивную
переоценку жизни, как предлагает А-Тененти? Если я правильно понимаю, он видит здесь второй этап
более старого движения, первым проявлением которого было, по его мнению, искусство macabre. Я
признаю, что язык этого искусства хорошо передает огромную любовь к вещам и живым существам
мира земного. Однако я полагаю, что девальвация момента физической смерти выражает не вторую
фазу того же самого чувства, но, напротив, совсем иную концепцию жизни, более аскетическую, а то и
более мрачную.

Отношение «второго Средневековья» к миру сему и его благам было двойственным. С одной стороны,
предосудительная жадная любовь, которую называли avaritia и которую авторы XVI в. считали
неумеренной. С другой — окончательный разрыв, тотальное отречение, «презрение мира», раздача
имущества беднякам и уход в монастырь. Единственный возможный компромисс между этими двумя
позициями состоял, как мы убедились выше, в сложной системе гарантий для потустороннего мира, в
которой материальные богатства гарантируются духовными богатствами, ими приносимыми.

Начиная с эпохи Возрождения появляются новые образцы поведения, находящие свое выражение в
иной оценке добродетелей и пороков. Утверждается представление, что человек должен жить в миру,
хотя и не отдаваясь ему всецело. Поиск убежища в монастыре уже не изображается как абсолютная
христианская позиция. Вполне нормально и даже подобает человеку пользоваться материальными

Предыдущая Начало Следующая  
 
 
 
 

Новости

Ученым удалось доказать, что кофе продлевает жизнь

Сотрудникам университета Стэнфорда удалось доказать, что напитки, содержащие кофеин, продлевают человеку жизнь. По словам американских ученых, благодаря кофеину блокируются вещества, которые вызывают болезни сердечно-сосудистой системы.

Диабет сокращает жизнь на девять лет — ученые

Британские ученые пришли к выводу, что наличие у человека диабета сокращает жизнь как минимум на девять лет. По словам сотрудников Оксфордского университета, в современном мире число людей, страдающих от диабета, стремительно растет.

Слух: Samsung Galaxy S8 поможет заботиться о здоровье

S Health вряд ли станет уникальной особенностью нового смартфона Samsung. По традиции, компания рассказывает о крупных обновлениях ПО на важных презентациях, поэтому новая версия программы, возможно и позднее, появится и на других Galaxy-устройствах.

Цукерберг отверг обвинения в краже технологий виртуальной реальности

Основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг выступил во вторник, 17 января, в федеральном суде штата Даллас, где отверг обвинения о том, что принадлежащая ему компания Oculus украла данные для создания технологий виртуальной реальности в интернет-пространстве.

Тольятти получит на ремонт дорог более 1 млрд рублей в 2017 году

С учетом 56 млн рублей, которые выделит местный бюджет, общая сумма на ремонт дорог Тольятти в 2017 году составит 1, 059 млрд рублей. 843 млн рублей планируется направить на ремонт 16 объектов во всех трех районах города.

Андрей Бочаров провел совещание по экономической политике региона

Задачи социально-экономического развития Волгоградской области на 2017-й и последующие годы были рассмотрены сегодня в ходе установочного совещания, которое провел губернатор Андрей Бочаров.

Всемирный день снега отметят на курорте «Архыз»

Развлекательная программа для гостей курорта приурочена к Всемирному дню снега (World Snow Day), который отмечается по инициативе Международной федерации лыжного спорта (FIS) с 2012 года в одно из последних воскресений января.

Туристы из Питера попробовали в Дербенте дагестанский сыр и фрукты

Туристы побывали в музее Мировых культур и религий, прошлись по дербентскому рынку, где с удовольствием попробовали настоящий дагестанский овечий сыр, овощи, выращенные местными жителями и экологически чистые фрукты из высокогорных районов Дагестана.