ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 172

умершей. Увы, это невозможно, и богу любви остается лишь оплакивать мертвую красавицу и свой
несостоявшийся триумф. Но в отличие от гуманистов XV в. мастера эпохи барокко (XVII в.) охвачены
страстью к иллюзии. Смерть не может остановить любовь, любовь продолжается, но влечет ее не
красота еще не искаженной смертью плоти, не живая красота, а красота смерти.

Некрофилия

Вплоть до конца XVII в. художники стремятся подчеркнуть, оттенить контраст между живым и
мертвым. Рождается целая гамма красок, которыми передают первые признаки смерти. Будь то
воскрешаемый ангелом сын Агари в пустыне на картине Эсташа Ле Сюёра в музее в Ренне, или убитый
Ахиллом Гектор у Донато Крети в Болонье, или даже мертвый Христос в «Снятии с креста» Рубенса в
Вене — всюду та же мертвенная бледность и трупная синева тела, тронутого смертью и внушающего
ужас или скорбь.

Но наступает момент, когда первые признаки смерти начинают внушать не ужас, а любовь и
вожделение, как это уже хорошо видно в «Адонисе» Николя Пуссена. В «готическом романе»
«Мельмот-скиталец» (1820) Чарлз Роберт Мэтьюрин описывает corpslike beauty прекрасного молодого
человека, трагически истекшего кровью. Писатель говорит о «трупной красоте, которую свет луны
делал достойной кисти Мурильо, Розы или кого-либо из тех живописцев, что, вдохновляемые гением
страдания, находят удовольствие в изображении самых изысканных человеческих форм на пределе
агонии». Но ни «св. Варфоломей с содранной кожей, свисающей, как драпировка», ни «св. Лаврентий,
сжигаемый на решетке и выставляющий напоказ свою прекрасную анатомию посреди обнаженных
рабов, раздувающих пламя», «не стоили этого тела, лежащего под луной».

Эту двойственность восприятия печати смерти, эту «трупную красоту» художники конца XVIII —
начала XIX в. стремятся выделить, подчеркнуть, без колебаний и сдержанности своих
предшественников. На полотне Уильяма Этти в Йоркском музее юная Геро со всей страстью бросается
на труп утонувшего Леандра, цвет которого, цвет слоновой кости, изысканно контрастирует с розовой
свежестью кожи его возлюбленной. У Генри Фьюзли (настоящее имя — Йоханн Хейнрих Фюссли)
Брунхильда в легком платье, скорее подчеркивающем ее наготу, распростерта на постели, созерцая
нагого Гюнтера, обреченного ею на мучительную смерть: его руки и ноги связаны одной веревкой,
мускулы дрожат от напряжения. Таких примеров можно было бы привести немало. В мире
воображаемого смерть встречается с вожделением.

Склонность к могильным сценам заметна также у английского и французского театра XVII в. Уже в
средневековой литературе можно найти, например, такой мотив, как воскресение мнимого мертвеца (у
Джованни Боккаччо даже в трех новеллах «Декамерона»), Но здесь кладбищенские мотивы не
мобилизуют эмоции, не усиливают драматизм переживания, а служат лишь развитию интриги. Правда,
и у Боккаччо есть новелла, где мотивы любви и смерти, сближаясь, заставляют думать почти о
современном эротизме: рассказ о рыцаре, полюбившем замужнюю женщину, но отвергнутом ею, а
когда она умерла, вскрывшем ее гробницу, чтобы хоть раз поцеловать.

«Но так как мы видим, что людские желания не удовлетворяются никакими границами, а всегда
стремятся далее, особливо у влюбленных, он, решив не оставаться там более, сказал: «Почему бы мне
не прикоснуться хоть немного к ее груди, раз я здесь?» Побежденный этим желанием, он положил ей
руку на грудь и, подержав некоторое время, почувствовал, что у нее как будто немного бьется сердце».
Осторожно вытащив женщину из гробницы, он отвез ее к своей матери. Там мнимая умершая,
оказавшаяся беременной, очнулась, затем вскоре родила, рыцарь же вернул ее и ребенка мужу, став с
тех пор лучшим другом дома. Нетрудно увидеть в этой истории, как средневековое ощущение
привычной близости к миру мертвых вплотную подходит здесь к мрачноватому эротизму, однако
эротические мотивы слабы и быстро иссякают.

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Роспотребнадзор не нашел нитратов в огурцах, помидорах и картофеле в Москве

Эксперты Роспотребнадзора при проверке в рамках совместного проекта с МИА "Россия сегодня" не выявили нитратов в огурцах, помидорах и картофеле, продающихся в Москве.

Елена Малышева сообщила о вреде употребления красного вина

Телеведущая Елена Малышева опубликовала на своей странице в соцсети статью с исследованиями британских ученых, в которой говорится о вреде алкоголя.

«Яндекс» показал медиаплеер «Яндекс.Модуль» с «Алисой» внутри

«Яндекс» в рамках Yet another Conference 2019 (YAC) представил новое устройство — медиаплеер «Яндекс.Модуль». Оно позволяет пользователям запустить сервис «Яндекс.Эфир» или любые другие видео из приложения компании на телевизоре.

Российские SIM-карты создадут на чипах Samsung вместо отечественных

Генеральный директор ИТМиВТ Александр Князев подтвердил журналистам, что организация закупила чипы Samsung.

Минстрой назвал число работающих по эскроу-счетам банков

Сложности с получением проектного финансирования будут иметь застройщики 5–6 млн кв. м жилья в стране, подчеркнул Стасишин. По его словам, эти проекты могут быть достроены за счет небанковского финансирования от Фонда защиты прав дольщиков.

Квартира в долг: рассрочка проиграла ипотеке

Рассрочка не выдержала конкуренции с ипотекой: как правило, месячные выплаты по ипотеке существенно ниже. Квартиры в рассрочку в настоящее время покупаются преимущественно в бизнес-классе – там показатель составляет 15% от всего числа сделок.

На курорте «Ведучи» открывают летнюю тюбинговую трассу

На курорте «Ведучи» в Чечне в летнем сезоне начнет работу всесезонная тюбинговая трасса и горные веломаршруты.

Россия и Вьетнам подписали меморандум о туристическом сотрудничестве

"Страны намерены оказывать двустороннюю поддержку в развитии въездного и выездного туризма, продвижении туристических продуктов, обмене опытом и информацией о государственной маркетинговой стратегии в области туризма и содействовать участию туристических организаций обеих стран в международных выставках и профильных мероприятиях в России и во Вьетнаме", - сообщается на сайте Ростуризма.