странствия. Сравним эту ученую иллюстрацию с
гравюрами artes moriendi XV в. и даже «Зерцала
грешной души» XVIII в. и оценим революцию в чувствах и психологии, произошедшую
в
разделяющий их период времени.
Украшения-мемории
Не все были приверженцами спиритизма, не все
заходили так далеко в представлениях о продолжении
жизни после смерти, как английские или американские спириты и их
предшественники. Наконец, не
все разделяли экзальтацию, присущую семейству де Ла Ферронэ. Однако не было в
XIX в.,
несомненно, почти никого, кого рано или поздно не посетило бы новое чувство:
невозможность
смириться со смертью другого человека — и кто не проявил бы этого чувства.
В Музее Виктории и Альберта в Лондоне есть
замечательная коллекция украшений. В одной из витрин
собраны те, которые имеют отношение к похоронам или увековечению памяти об
усопшем. Ряд этих
украшений, простирающийся с конца XVI до конца XIX в., позволяет проследить
эволюцию от
memento mori к «сувениру». Старейший из экспонатов представляет собой
портативное, но все же
довольно громоздкое memento mori елизаветинской эпохи: маленький золотой гробик
размером с
табакерку, а в нем серебряный скелетик. При виде этого произведения искусства
человек предавался
медитациям о неминуемой кончине, что полностью соответствовало тогдашней
традиции трактатов,
духовно подготавливавших к смертному часу.
Далее идет уже настоящее украшение: золотой
кулон, опять-таки в форме гробика, и в нем локон
умершего. На крышке медальона сделана крошечными буквами надпись по-английски:
«П.Б. умер в
1703 г. в возрасте 54 лет». В течение столетия гробик перешел из memento mori в
меморию, «сувенир»,
сохраняющий память об умершем и материальную частицу его самого; изменилось и
содержимое:
скелетик, призванный напоминать о бренности всего сущего, сменился прядью волос
любимого
человека.
Другое миниатюрное изделие рубежа XVII-XVIII
вв. соединяет в себе оба мотива. Оно изображает
маленькое двухъярусное надгробие: внизу, на каменной плите, покоится скелет в
виде уже знакомой
нам лежащей статуи, а наверху двое ангелов возносят к небу медальон, где за
недостатком места
вместо портрета усопшего красуются его инициалы, фон же образует переплетение
его волос. Скелет
относится еще к традиции memento mori, остальное — к новой традиции
«сувениров».
Оба эти украшения в своем роде уникальны.
Зато в очень многих произведениях ювелиров XVIII в.
повторяется с незначительными вариациями мотив миниатюрного надгробия — не
мрачного
памятника в интерьере церкви, а стелы или погребальной урны античного образца,
рядом с которой
заплаканная женщина, а с ней ребенок или маленькая собачка. Нетрудно узнать
здесь уже
упоминавшуюся mourning picture, сведенную до размеров миниатюры. Фон часто
сделан из волос
умершего.
Итак, тема все та же — надгробие. Но его вид
и функция изменились. Это мемориал, который можно
посетить, как посещают друга в деревне. На смену страху смерти и побуждению к
благочестивым
медитациям пришло воспоминание о покойном. На одном из украшений, датируемых
1780 г., стоит
надпись: «Пусть святые обнимут тебя с любовью, подобной моей». В XIX в.
изображение надгробия, в
свою очередь, исчезает. Украшение этого времени — простой медальон, очень часто
с портретом
усопшего и однимдвумя его локонами. Из прядей волос делают также цепочки и
браслеты. Прядь
волос сама по себе становится носителем памяти о дорогом умершем. Тема смерти
как бы стирается, а
остается — заменителем тела — его нетленный фрагмент.