ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 241

отношение к кладбищам восстановилось. Но новый проект с его идеей удалить кладбище на десять лье
от столицы и перевозить мертвых к месту погребения по железной дороге есть пагубная затея
франкмасонов. Кладбище становится в XIX в. полем ожесточенной борьбы между христианством и
сатанизмом. Революционеры, философы, масоны «попирают ногами все, что есть самого священного,
самого трогательного и нравственного не только у христианина, но и у самих язычников. Во что
превратится культ предков, сыновнее благочестие в отношении умерших, если для того, чтобы пойти
помолиться на их могилах, нужно будет предпринимать целое путешествие?»

Церковь примиряется с кладбищами, даже обмирщенными. «Реабилитируем наши кладбища», даже
если они уже не освящены, как предписывает церковь. Чем больше враги христианства пытаются
отдалить от верующих их кладбища, тем с большим усердием подобает молиться на любой могиле,
украшать ее, умножать число посещений, «дабы протестовать против забвения, которое нам хотят
навязать»[346]. Борьба церкви с атеизмом и секуляризацией сливается с борьбой против забвения
умерших, культ которых присущ всему обществу XIX в. До сих пор мы черпали все примеры лишь в
истории Парижа. Но такова же была ситуация, например, и в Марселе, где, как показывает
исследование Р.Бертрана по истории марсельских кладбищ этого периода, «место ужаса в XVIII в.
стало менее века спустя предметом гордости и почитания» [347].

Памятники погибшим

До сих пор мы, как и современники этих событий, выделяли частный, семейный аспект культа
мертвых. Однако он изначально имел и другой аспект: национальный, патриотический. Уже первые
проекты новых кладбищ в 60 — 70-х гг. XVIII в. претендовали, как мы помним, на то, чтобы создать
образ всего общественного организма, представить на всеобщее обозрение виднейших лиц города или
государства. Ту же идею восприняли революционеры 1789 г.: парижское аббатство Сент-Женевьев
должно было стать Пантеоном национальной славы Франции. В первой половине XIX в. частный
аспект культа мертвых, мне кажется, возобладал, но его коллективная, гражданственная функция также
отнюдь не игнорировалась.

С небывалой эмоциональной силой — чего никогда не было в случае Пантеона, если не считать
похорон там Жан-Поля Марата, — этот второй аспект проявился в надгробиях солдат, павших на
войне. В прежние времена их участь была совсем не завидной. Офицеров хоронили в церкви
поблизости от поля битвы или отвозили в семейную часовню, где пространная эпитафия должна была
увековечить их воинскую доблесть. Так, в больничной капелле в Лилле сохранился перечень офицеров,
умерших там от ран в XVII в.: это был уже мемориал, отвечавший чувству чести, формировавшемуся
тогда в воинской среде. Солдат же зарывали прямо на месте, после того как снимали с них
обмундирование и отбирали все личное имущество. От захоронения на свалке эта церемония
отличалась только коллективным отпущением грехов, совершавшимся весьма небрежно и поспешно. В
городе Грасс в музее хранится гуашь XVIII в., представляющая сцену такого погребения убитых после
сражения.

Правда, были в истории попытки воздать почести павшим солдатам на месте их гибели. Самый ранний
пример несколько двусмыслен: в январе 1477 г. герцог Лотарингский воздвиг близ Нанси на месте
гибели своего противника Карла Смелого и его воинов-бургундцев часовню Нотр-Дам-де-Бон-Секур,
ведь именно Божья Матерь освободила Нанси от врагов. Уже вскоре часовня стала для жителей
Лотарингии местом паломничества. Она призвана была увековечить скорее место победы, чем
погребения павших. Столь же быстро популярный культ Богоматери милосердия вытеснил из памяти
живых память о погибших там воинах.

Почти 400 лет спустя, еще во время войн Наполеона III, тела павших солдат предавались земле с тем
же торопливым безразличием, что и в средние века. Тех, кого не увезли в другое место их товарищи
или не забрала тут же семья, зарывали в братских могилах прямо на поле брани, и эти массовые
захоронения вызывали такие же опасения с точки зрения общественной гигиены, что и старинные
парижские кладбища на исходе XVIII в. В изданной в 1881 г. в Париже книге доктора Ф. Мартэна

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Ученые рассказали, что именно приносит пользу сердцу

Ученые рассказали, что теория о вреде для работы сердечно-сосудистой системы насыщенных жиров является мифом. Сердцу принесет пользу натуральная домашняя еда, 22-минутные прогулки на свежем воздухе и отсутствие стрессовых ситуаций.

Врачи рассказали о проблеме нарушения осанки у школьников

Врачи рассказали о проблеме нарушения осанки и как можно обеспечить правильную позу ребенка за письменным столом, а именно, правильное положение позвоночника и ног.

NASA: человечество стоит на грани открытия внеземной жизни

Человечество находится на грани открытия внеземной жизни. С таким заявлением выступил помощник директора NASA Томас Цурбухен на слушаниях в конгрессе США, пишет РИА Новости.

На американском сегменте МКС возникли проблемы с блоком питания

На борту МКС имеются два запасных блока. Кроме того, на американском сегменте в минувшие выходные возникли неполадки с системой переработки мочи. "В воскресенье система переработки мочи вышла из строя, специалисты с ней разбираются, возникла проблема с дистиллятором", - сказал источник.

В ЖК «Маяковский» стартовала ипотека от Сбербанка

Первоначальный взнос составит 15% от общей стоимости жилья. Минимальная сумма кредитования в Сбербанке по этой программе - 300 тысяч рублей; максимальная - 60 миллионов рублей. Ипотеку можно оформить на любой срок до 7 лет, при этом сниженная процентная ставка сохранится на весь период кредитования.

Банк «Возрождение» снижает ставку по ипотеке на новые апартаменты и улучшает условия по ипотеке на дома

Банк Возрождение стабильно входит в ТОП-10 Высшей ипотечной лиги и ТОП-10 по объему выданных ипотечных кредитов. Банк продолжает улучшать условия по ипотеке и уже третий раз с начала года снижает ставки по своим жилищным программам.

С 29 апреля в Казани начинается летний сезон

В Казани с 29 апреля открывается летний туристический сезон. У центра семьи «Казан» обещают праздничную программу, которая должна положить начало самым интересным сезонным событиям этого года. На Казанке и Кабане начнутся традиционные водные экскурсии.

Куда поехать на майские праздники? 5 лучших стран для отдыха в мае

Представляем подборку стран, где в мае можно идеально отдохнуть и где россиянам фактически не нужны визы.