ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 258

умершего сильнейшую травму, такую, что залечить ее можно, лишь пройдя все указанные этапы,
психологи представляют как естественный факт человеческой натуры, нечто от века ей свойственное.

Но ведь эта модель, которая сегодняшним психологам кажется естественной и вечной, в
действительности не старше XVIII в. Это модель прекрасных смертей эпохи романтизма,
сентиментальных визитов на кладбище — словом, то, что мы назвали «смерть твоя». Требованиям
современных психологов больше всего отвечает траур, каким он был в XIX в., хотя он и грешил
чрезмерной театральностью. Остановить эти потоки скорби, заставить, например, семью де Ла
Ферронэ скрывать свою боль утраты, оставить их совсем одних с их горем действительно было бы
рискованно, и психологи правильно поняли это. Но подобное состояние коллективной
чувствительности не вечно и не естественно для людей, а относится к конкретному историческому
периоду. До XVIII в. модель, как мы помним, была совершенно иной, и вот ее-то, почти неизменно и
неподвижно просуществовавшую тысячу лет, можно было с некоторым допущением считать вечной и
присущей человеческой природе.

В этой, другой модели аффективная привязанность к умершему не занимала того места, какое она
приобрела в XIX в. Не то чтобы смерть любимого человека оставляла его близких бесчувственными.
Но традиционные хлопоты многочисленного окружения, присутствовавшего при кончине, смягчали
первой шок, который к тому же быстро преодолевался. Нередко вдовец через несколько месяцев уже
вновь играл свадьбу. Это не означало, что он забыл свою покойную жену, просто скорбь быстро
утихала. С одной стороны, вся способность любить, тосковать и оплакивать, какой обладает человек,
не сосредоточивалась на нескольких самых близких людях: супруге и детях, а раскладывалась на
гораздо более многочисленную группу родственников и друзей. Смерть кого-либо из этой группы,
какой бы тяжелой ни была утрата, не подрывала всю жизнь чувств человека: всегда оставалась
возможность перенести любовь и привязанность на кого-либо другого из той же группы. С другой
стороны, смерть еще не была тогда тем резким внезапным потрясением, каким она стала в XIX в.
Прежде смерть составляла часть повседневного риска. С детских лет ее уже более или менее ожидали.
Человек далекого прошлого не так много ждал от жизни, как наш современник. «Бог дал. Бог взял»
было форму лой жизни.

Смерть «другого» не раздавливала человека, однако траур существовал, ритуализованный траур. В
средние века или в XVII в. траур был больше социальным, чем индивидуальным. Помочь человеку
пережить утрату не было ни единственной, ни главной его целью. Траур выражал тревогу всего
сообщества, которое посетила смерть и которое она осквернила и ослабила, вырвав из него одного из
его членов. Траур был своего рода заклинанием смерти, чтобы она не возвращалась, чтобы она
отступилась, подобно тому как большие литании должны были отвращать стихийные бедствия.
Посещая человека в трауре, окружающие тем самым вновь утверждали единство группы, воссоздавали
человече ское тепло праздничных дней. Недаром церемония похорон нередко также становилась чем-
то вроде празднества, где находилось место и веселью, и смеху, побеждавшему слезы.

В XIX в. траур еще сохранял некоторое время свою социальную роль, становясь вместе с тем во все
большей мере способом выражения огромного личного или семейного Г оря. Траур в его социальном
аспекте давал теперь окружающим возможность разделить это горе и поддержать человека, понесшего
утрату. Эта трансформация траура была столь глубокой и значительной, что быстро было забыто,
какого она недавнего происхождения. Очень скоро она начала казаться свойством самой человеческой
природы и в этом качестве послужила отправной точкой для психологов XX в.

Теперь становится понятно, что происходит на наших глазах. Нас всех, хотели мы того или нет,
изменила великая романтическая революция чувств. Она создала между нами и другими людьми такие
связи, разрыв которых кажется нам немыслимым и нестерпимым. Поколение ранней эпохи романтизма
было первым, отвергшим смерть. Оно возвеличивало ее, гиперболизировало — и в то же время сделало
любимого человека бессмертным, ибо даже смерть не может с ним разлучить.

Эта романтическая неразрывная привязанность к «другому» продолжается и в наши дни, даже если
выражаться это чувство стало более сдержанно и скромно, более целомудренно. Одновременно
общество не выносит больше вида всего, что имеет отношение к смерти: ни зрелища мертвого тела, ни
вида плачущих близких. Человек, скорбящий об умершем, раздавлен тяжестью и собственного горя, и
запрета, который общество налагает на траур. Последствия этого драматичны, и социологи особенно
выделяют проблемы людей овдовевших. Общество создает вокруг них пустоту, которая тем сильнее,

Предыдущая Начало Следующая  
 
 
 
 

Новости

Ученые: Выбор друга зависит от наших генов

Исследователи проанализировали данные генетических кодов более двух тысяч человек, проживающих в одном из маленьких городов США. Выяснилось, что у самых близких друзей 0,1 процент ДНК одинаковый, из чего следует, что мы на 0,1 процент одинаковы со своими друзьями.

Ученые нашли способ защитить женщин от смерти при родах

Медики из США создали комплекс мер OHSB, он позволяет в разы уменьшить риск смерти женщин во время родов от кровотечения. Об этом рассказали американские специалисты в ходе ежегодной конференции Общества беременности, проходившей в Лас-Вегасе.

Рекламу наркотиков через мессенджеры запретят

Рассылку рекламы наркотиков и другой противоправной информации через мессенджеры запретят, сообщает ТАСС. Законопроект о регулировании мессенджеров разрабатывается Медиа-коммуникационным союзом (МКС) и обсуждается на площадке Роскомнадзора.

Samsung представил план повышения безопасности своих устройств

Samsung Electronics представил план повышения безопасности своей продукции после выявления причин возгорания смартфонов Galaxy Note 7, говорится в сообщники компании. Продажи модели Galaxy Note 7 начались в Южной Корее 19 августа.

Москва выделила более 1 млрд рублей на строительство набережной в Уфе

Набережная реки Белой в Уфе включена в список приоритетных строек региона. Все работы необходимо завершить к 100-летнему юбилею республики. На строительство второй очереди республика планирует потратить 1,3 млрд рублей.

Правительство намерено повысить контроль за расходами госкорпораций

Правительство будет определять правила предоставления субсидий госкорпорациям, утверждать положения об осуществлении операций с субсидиями. Если госкорпорация нарушит цели и условия предоставления бюджетных средств, ей придётся вернуть эти деньги в бюджет.

«Ростелеком» подключил по оптике астраханские турбазы

Компания «Ростелеком» подключила по оптическим линиям семь туристических баз, расположенных в Камызякском, Харабалинском и Ахтубинском районах Астраханской области. В рамках исполнения контрактов от магистральных линий до объектов проложено около 7 км волоконно-оптического кабеля.

Тбилиси стал фаворитом россиян на новогодние праздники

Грузинская столица, город Тбилиси вошел в ТОП-3 популярных у российских туристов городов СНГ и Грузии в новогодние праздники. Рейтинг наиболее популярных зарубежных направлений у россиян в новогодний сезон 2017 года определил сервис поиска отелей RoomGuru.ru.