Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 58

Иной и совершенно необычный способ «термического» бальзамирования подробно описан одним из
участников подобной операции — ламой Лобсангом Рампой: «Похороны одинаковы для всех тибетцев,
за исключением великих лам, которые представляют собой Инкарнации, или Воплощения. Они либо
бальзамируются и помещаются в стеклянные саркофаги для выставления в храмах, либо
бальзамируются и покрываются золотом. В специальной камере, находящейся на глубине 20 метров
под одним из храмов в монастыре Сера... покойника раздели и вымыли. Через естественные проходы в
теле мы извлекли из него внутренние органы и положили в кувшины, которые потом герметично
закрыли. Труп изнутри был тщательно вычищен, просушен и заполнен специальным лаком. Этот лак
должен был придать телу жесткость каркаса и естественный живой вид. Когда лак затвердел, тело было
набито шелком... Для пропитки шелковой набивки и затвердевания ее в тело снова залили лак. Этим же
лаком покрыли труп и снаружи и оставили на просушку. Затем, прежде чем обернуть тело тончайшим
шелком, мы обработали его специальным лосьоном, для того чтобы не причинить телу вреда при
удалении полотна. ...Еще немного лака, но уже другого с„р,, _. „ло было готово для второй фазы
операции. День и ночь труп выдерживался до полной просушки. Когда он окончательно затвердел, мы...
перенесли его в камеру, находящуюся под первой и представлявшую собой печь, пламя в которой
циркулировало по стенам, поддерживая в центре постоянную и высокую температуру.

Пол покрывал толстый слой порошка. Труп (располагающийся в позе лотоса. — Ю.С.) поместили в
центре. Внизу монахи приготовились разводить огонь. Мы заполнили эту печь смесью соли
(специальная соль...), целебных трав и минералов. Когда камера-печь была заполнена снизу
доверху...дверь опечатали. ...В течение целой недели горел огонь в печи и горячий воздух омывал
стены камеры бальзамирования. ...На одиннадцатые сутки...открыли дверь. Монахи принялись руками
перетирать затвердевший порошок...из-за боязни повредить труп.

В течение двух дней они перетирали куски хрупкой соли. ...Мы перенесли труп в первую комнату...
Полотна шелка снимались одно за другим, и труп обнажился. ...Еще раз труп покрыли лаком, и золотых
дел мастера принялись за работу. ...Слой за слоем накладывались тонкие полоски золота...

Покрытый золотом труп отвезли в „Зал Инкарнаций" и посадили на позолоченном троне рядом с
другими Воплощениями» [Рампа Лоб-сангТ., 1993, с. 179—181].

81    Рецепты бальзамирования, использующиеся в европейской пто-матологии с XV в. [Арьес Ф., с. 308]
до 60—70-х годов XX в., автору данной работы неизвестны. Возможно, однако, что какая-то их часть и
опубликована в специальной литературе.

105

Несомненно интересная информация в отношении древнеегипетских способов бальзамирования содержится в
фундаментальном труде А.Лукаса [Лукас А., с 415—500].

82    Некоторые источники (см. ниже [Топоров В.Н., 1990, с. 12—47]) содержат указания и на «магические»
приемы долговременного сбережения трупов.

83    В окрестностях Брисбена (Австралия) так, например, поступали с «невлиятельными» лицами:

«удалив половые органы, а делают это, как пишет Рот, чтобы дух покойника не мог вступить в половые
сношения с живыми, тело заворачивают в кору и кладут на платформу в зарослях...» [Берндт P.M.,

Берндт К.Х., с. 374].

64 Например, в Тибете «распространены все известные религиозные методы уничтожения трупа; но из-
за отсутствия топлива для кремации обычно труп после того, как его отнесли на вершину холма или ска
листую возвышенность, разрубают на части, и подобно тому, как это делается у парсов в Персии и
Бомбее, он отдается на съедение диким зверям или птицам... Когда в Тибете труп предают стихии
воздуха, то даже кости трупа после того, как птицы очистили его от плоти, уничтожаются. Их дробят
молотком на мелкие кусочки в углублениях скал похоронного холма, затем смешивают с мукой и делают
тесто, которое отдается птицам на съедение. (Люди, выполняющие эту часть похорон, принадлежат к
особой касте (см. также примеч. 12), и, так как считаются нечистыми, их обычно сторонятся другие
люди.)» [Эванс-Вентц В., с. 40, 41, 192].

Ср. противоположное отношение к могильщикам в раннем христианстве: «Еще до Константина
существовал в церкви особый класс могильщиков — fossores copiatae, который причислялся даже к
должностным лицам церкви... (! — Ю.С.). Кодекс Феодосия усвояет этим лицам название клириков
(clerici)...» [Бородин Н.А., с. 41].

85    Интересный сравнительный эксперимент по кремированию на костре был проведен польским
антропологом Янушем Пёнтеком [Малинова Р., Малина Я., с. 207—209, 239, 240].

86    Ср. обращение с сожженными останками Гектора:

Прах драгоценный собравши, в ковчег (Xdpi ) a{) золотой положили, Тонким обвивши покровом, блистающим
пурпуром свежим. Так опустили в могилу глубокую и, заложивши, Свержу огромными частыми камнями плотно
устлали; После курган насыпали... [Гомер. Ил. xxiv: 795].

Или с обрядом предания огню останков погибших воинов в «Великой битве потомков Бхараты»:

... многопознавшийЮдхиштхира, сын Кунти,

Приказал...

«Совершите, чтимые, многочисленные посмертные обряды.

Пусть и тела недругов не погибнут» *.

* Т.е. не останутся без посмертных обрядов, обеспечивающих потустороннее существование.

106

...Раздобывльняные ткани, ценные сандаловые деревья, алоэ,

Благовония, топленое масло, льняное масло,

...они сухие дрова собрали,







Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости