Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 65

богам. Над телом умершего пели псалмы.

При Константине Великом (-285—337 гг.) установлен был церковью, с разрешения императора, особый
чин П. Для выноса тела из дома до могилы у римлян-язычников существовал особый класс лиц.
Христиане в древности никогда не пользовались наемными услугами в подобных случаях; по примеру
Товии, они считали долгом сами (преимущественно — родственники и близкие) нести до могилы
останки умершего. Но еще до Константина Великого существовал в церкви класс могильщиков —
fossores, copiatae, который причислялся даже к должностным церковным лицам. На Западе этот класс
был установлен еще при папе Клименте I (ум. в 101 г.): при его преемнике Эваристе, который разделил
город на приходы, в каждом приходе состояло 8—10 могильщиков. Кодекс Феодосия усвояет этим
лицам название клириков (Clerici). ...Обязанностью fossores было изготовление могил в криптах и
подземных коридорах (см. о катакомбах в примеч. 62 части I и часть III, с. 174—175 — Ю.С.)... На
Востоке в числе лиц, имевших обязанностью изготовление могил и опущение в них тел умерших,
упоминаются еще lecticarii и decani. ...Звание fossor было настолько значительно, что обозначалось
обыкновенно на могильном монументе лица, его носившего... Во времена гоне

* «Ароматы (благовония и масти, — Лук. 23:56), т.е. душистые мази » [Map 16:1; БИБЛИЯ. Т. Ill, с. 93, ком. 1-8].

** «Гробница представляла собою довольно большое помещение, куда можно было войти сразу двум-трем...» [Map.
16:5; БИБЛИЯ. Т. Ill, с. 93, ком. 1—8].

118

ний место для П. умершего христианина назначала церковь; с VI в. оно избиралось родственниками
умершего... При Константине Великом в Константинополе существовало большое число погребальных
обществ... Одни из этих обществ (lecticarii) приготовляли могилы (lecticae), другие устраивали саму
процессию похорон, третьи (copiatae) занимались перенесением и опусканием тела в могилу. С IV в.
процессия сопровождалась массой народа, особенно при П. лиц выдающихся. Во время шествия пели
церковные гимны... а также псалмы. ...Впереди процессии несли крест... П. в продолжение трех дней
предшествовали домашние и церковные моления об умершем, а на третий день после смерти служи
лась заупокойная литургия. «Апостольские постановления» говорят о служении поминальной литургии
также в 9-й и 40-й день по смерти. Тертуллиан говорит о совершении ее еще в годовой день кончины.
Современный чин П. христиан, в православной церкви представляя во многом дополнение и
распространение чина древнего, сохраняет главные черты чина П., первоначально существовавшего в
церкви. По смерти тело умершего мирянина омывается, тело монаха лишь отирается водою, а тело
священника отирается губкою, пропитанной елеем. Затем умершего одевак»т в чистые одежды,
сообразные его званию или служению; священника и архиерея одевают не только в их домашние
одежды, но и во все их церковные облачения. На умершего мирянина большей частью надевается
саван; архиерею и священнику на грудь полагается Евангелие и в руки дается крест, диакону — кадило,
мирянину — икона; при положении во гроб последний окропляется святой водою.

(Лицо умершего священнослужителя покрывается воздухом (платом), «дабы оно было закрыто, как у боговидца
Моисея (Исх. 34:29), нестерпимо сиявшее после боговидения...» [Иоанн (Шаховской), с. 119]. — Ю.С.) «Во гробе
умерший полагается в устремлении к небу, с глазами закрытыми и устами сомкнутыми. Руки крестообразно
складываются на груди (правая рука сверху левой)...» [Страна вечности, с. 9].

Гроб должен быть дощатый, а не выдолбленный из цельного дерева. Во время отпевания на чело
умершего полагается венчик — бумажная лента с литографированными священными изображениями, и
в руки его влагается разрешительная грамота. Этот последний обычай в России получил начало лишь в
XI в.

По поводу чина православного погребения см.: Епископ Афанасий. О поминовении усопших по уставу
Православной Церкви [Афанасий (Сахаров)]. — Ю.С.

...По древним правилам (Номоканон, правило 173) и по распоряжению Синода 1771 г. в церквах
запрещается хоронить умерших, кроме священнослужителей; лишь в виде исключения, с разрешения
архиерея, это дозволяется для создателей храмов и других лиц, оказавших церкви особые услуги.

...При опущении тела в могилу поется лития; гроб полагается лицом к востоку... » [Христианство. Т. 2, с.
355, 356].

«В могиле гроб посыпается пеплом из кадильницы. ...Над могилой „в ногах" покойного устанавливается
крест. В старину кресты изготовляли из деревьев крепких пород размером в средний человеческий
рост. Высекали изображение креста и на каменных надгробиях» [Страна вечности, с. 11].

119

«Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы»
[Православный обряд, с. 15].

Кладбище. «Согласно библейскому учению о возвращении тела в землю (Быт. 3:19; Еккл. 12:7),
христианская церковь издревле предает своих умерших членов земле, избирая для их погребения
особые места — кладбища или так называемые усыпальницы (кощтггпрш). В древнее время выбор
последних всецело определялся законами Римской империи. И так как они (закон XII таблиц: „мертвого
человека в городе не погребать и не сожигать"; законы Адриана, Диоклетиана, Феодосия и др.)
запрещали погребение в городской черте, то христианские К. устраивались за пределами города.
Подобной практики держались как в период апостольский (ап[остол] Петр погребен на триумфальной
дороге близ Тибра, ап[остол] Павел — на дороге Остийской. — Евсевий. Церковная история. 2, 25), так
и во все последующее время до VI—VII вв. ... Погребая усопших за пределами города, христианская
церковь делала в первые века исключение лишь для одних своих покровителей — императоров.
...Начиная с V B . окрестности Рима — ввиду постоянных набегов варваров — делаются небезопасными...







Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости